Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Виды и значения маркировки грузов

3 января 2014 » 07:05
Виды и значения маркировки грузов

Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 — 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта.

Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 — 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта. 

 

marking of the goods

 

 

 

ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер. Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки. Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей.  Основные надписи — это наименование получателя и место назначения.

 

К дополнительным надписям относятся: 

  • масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места - длинна,  
  • ширина и высота, если они превышают 1м;
  • наименование отправителя;
  • место отправления;
  • порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест— через дробь;
  • знаки отправителя — условные обозначения упакованной продукции в числителе дроби перед порядковым номером.

Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом а) — «осторожно, хрупкое!»; б) — «крюками непосредственно не брать»; в) — «верх, не кантовать»; г) — «боится нагрева»; д) — «место строповки»; е) — «боится сырости»; ж) — «центр тяжести»; з) — «герметичная тара»; и) — «боится излучения».

 

Если требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать на таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СОДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные инструкции подобного рода. В случае необходимости следует применять стрелки, указывающие или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять значений других маркировок.

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАРКИРОВКИ ГРУЗОВ (выдержки)

 

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят: 

  • в числителе — общее количество пакетов в партии;
  • в знаменателе — количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например: 3/50 (2).

 

Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку  непосредственно на изделие. 
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках — на одной из сторон. 

 

Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз. 

 

Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности. На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки.

 

Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре — количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

 

Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.

 

Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур. 

 

Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и , светлого на темных. 

 

Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге. 


Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне. 

 

Знак № 13 выполняют красным цветом. 

 

Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель. 

 

Допускается наносить Манипуляционные знаки с просветами.

 

Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна бать установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию.

 

Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками.

 

Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в таблице 1.

 

Номер ярлыка

Размер ярлыка (пред. откл. + 10 мм)

Размер грузового места (груза)

Длина или ширина

Высота

1

52 х 74

До 1000 включ.

До 190 включ.

2

74 х 105

1000

Св.190

3

105 х 148

Св.1000

-

4

148 х 210

1500

-

Примечание - Рекомендуется применять ярлыки размерами 37 х 52 мм, 26 х 37 мм, если размеры грузового места не позволяют применять размеры ярлыков, указанные в таблице 1, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно при условии соблюдения изображения знака.

 

Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков.

На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка.

 

Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей:  3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм.

 

Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару.

 

Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару: 

  • 30 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
  • 50 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
  • 100 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м. 

 

Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару: 

  • 10 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
  • 15 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
  • 30 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.  

 При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1—2 градации. 

 

Основные надписи:

  • номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;
  • номер заказа-наряда;
  • номер грузового места — указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии;
  • полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя;
  • наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки;
  • страна назначения груза;
  • станция и дорога назначения груза;
  • товарные знаки и марки грузоотправителя.
Дополнительные надписи:
  • наименование экспортирующей организации — полное или условное;
  • пункт отправления груза; 
  • станция и дорога отправления.


Информационные надписи:

  • габаритные размеры грузового места в сантиметрах;
  • массы нетто и брутто в килограммах;
  • объем грузового места в кубических метрах; 
Содержание маркировки, характеризующей тару: 
  • товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя;
  • номер тары по нормативному документу;
  • обозначение нормативного документа.

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

 

Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель.

 

Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки.

 

Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки. 

 

Маркировку, характеризующую тару, наносят: 
  • на ящики — в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз;
  • на ящиках с обечайкой — на боковой стенке ящика;
  • на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;
  • на баллонах — на дне.

Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары. 

 

Способы нанесения маркировки тары:                                     

  • деревянной — окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;
  • картонной — типографским способом, штемпелеванием;
  • металлической — окраской по трафарету, выдавливанием;
  • пластмассовой — маркировка выполняется на пресс-форме.

  

Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами.

 

http://www.blgroup.ru

Комментарии