Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Управление логистикой

Виртуальные предприятия

22 января 2016 » 09:11
Виртуальные предприятия

Особенности функционирования виртуальных предприятий.

Виртуальное предприятие – это предприятие, объединяющее географически разделенные экономические субъекты, которые взаимодействуют в процессе совместного производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций. Система управления большинства современных традиционных предприятий имеет ярко выраженную функционапьную направленность. В основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда. В современных условиях подобная организация становится неэффективной в силу ряда причин:

 

– отсутствие заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку система оценки их деятельности оторвана от результата работы предприятия в целом и главную оценку результатов труда работника дает его вышестоящий начальник;

 

– видение сотрудниками бизнес-процессов, протекающих в компании, чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают;

 

– чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, работающими в рамках одного бизнес-процесса, что приводит к большим накладным расходам.

 



При создании новых сетевых форм коммерческих предприятий их разработчики, как правило, ориентируются на следующие основные преимущества электронной коммерции:

 

1) устранение влияния географического фактора – незначительные затраты на подключение к Интернету практически из любой точки сделали экономически целесообразным сотрудничество географически удаленных контрагентов;

 

2) создание информационного пространства виртуального предприятия – обеспечение совместного доступа к информационным ресурсам для коллективов практически любого размера позволило значительно повысить эффективность использования ресурсов, сделало возможным участие всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации;

 

3) внутрифирменная координация – повышение точности принимаемых решений, улучшение координации деятельности участников в процессе их реализации. Расширение возможностей и повышение качества планирования и координации работ для различных коллективов исполнителей изменили структуру производственных затрат: стало выгоднее передавать на исполнение работы временным работникам или сторонним компаниям, чем держать для этого штатных сотрудников.

 

В информационной экономике существует достаточно большое число бизнес-процессов, для реализации которых целесообразно использовать виртуальные предприятия. Характерные особенности данных процессов:

 

– фрагментированность – частая смена ответственности и полномочий исполнителей при осуществлении процесса;

 

– новизна и неформализованность;

 

– отсутствие у каждого исполнителя полной информации о процессе в целом;

 

– недостаточность или избыточность точек контроля процесса;

 

– неэффективность информационного обеспечения процесса.

 

Виртуальные предприятия – одна из новых организационных форм предприятий. На развитие этих форм организации и управления предприятием в значительной степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как их глобализация, рост значения качества товара, его цены и степень удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуализация обслуживания заказчиков), а также растущее значение использования новых информационных и коммуникационных технологий.

 

Некоторые авторы называют виртуальные предприятия "сетевыми предприятиями". Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), совместно разрабатывающих, производящих и сбывающих продукцию.

 

Пространство виртуализации предприятий включает:

 

– виртуальный рынок (рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей);

 

– виртуальную реальность, т. е. отображение и имитацию реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой разработки;

 

– виртуальные (сетевые) организационные формы.

 

С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия – получение прибыли благодаря максимальному удовлетворению потребителей в товарах (услугах) путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему. Виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и потребностей "усредненного" покупателя или сегмента рынка, а на удовлетворение индивидуальных запросов конкретных потребителей.

 

С практической точки зрения традиционному предприятию, например, для разработки и выпуска нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. При этом выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевыми ресурсами для достижения конкурентного преимущества на рынке.

 

Как правило, партнерство заключается на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным и на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации в Сеть могут привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

 

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей Сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе. При объединении большого числа предприятий, к тому же географически разбросанных, согласованности хозяйственного процесса можно достичь только благодаря использованию единой сетевой информационной системы, основанной на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий.

 

С учетом сказанного выше можно выделить ключевое достоинство виртуальных предприятий: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные), предлагаемые мировым экономическим пространством.

 

Характерными особенностями виртуальных предприятий являются:

 

открытая распределенная структура;

 

гибкость;

 

мобильность;

 

приоритет горизонтальных связей;

 

относительная автономность и узкая специализация участников предприятия;

 

высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

 

Одно из важнейших преимуществ такой организации – резкое сокращение размера стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Другое преимущество – существенное сокращение времени, необходимого для подготовки к реализации очередного проекта.

 

Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности виртуального предприятия необходимы и соответствующие управленческие подходы. Организации, специализирующейся в области создания виртуальных предприятий, необходимо концентрировать свои усилия в большей степени на привлечении, координации и управлении ресурсами контрагентов-исполнителей.

 

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управления виртуальным предприятием как сетью партнеров:

 

1) определение требований (задач) проекта;

 

2) поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей);

 

3) выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам;

 

4) привлечение исполнителей и распределение работ;

 

5) постоянный контроль и управление деятельностью партнеров, включая и перераспределение по мере необходимости ресурсов и задач между ними.

 

Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия обладают и недостатками:

 

– чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией участников предприятия;

 

– практическое отсутствие социальной защиты и материальной поддержки партнеров (в ситуации взаимодействия с физическими лицами) вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

 

– опасность чрезмерного усложнения, вытекающая из разнородности участников предприятия, неясности в отношении членства в ней, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для участников и т. д.

 

Другими словами, принципы виртуальных организационных форм предопределяют уменьшение автономии участников и прозрачности производственного процесса. Очевидно, что отказ от испытанных организационно-управленческих принципов нуждается в заменителях. Поскольку правовая база регулирования особенностей данного рода деятельности в настоящее время отсутствует, виртуальным предприятиям приходится в некоторых случаях ограничиваться такими субститутами, как сетевая культура, создание климата взаимного доверия и т. д.

 

Процесс развития виртуальных предприятий характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте многие вопросы их организации и функционирования остаются открытыми.

 

 

Источник: fort-knox.ru

 

 

Читать далее: "Главные показатели эффективности логистики"

Комментарии