Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Внутриреспубликанские перевозки: правила осуществления

20 января 2014 » 12:55
Внутриреспубликанские перевозки: правила осуществления

Внутриреспубликанские перевозки осуществля­ются в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее - Правила).

Внутриреспубликанские перевозки осуществля­ются в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее - Правила).

 

Данные Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее -ГК) и Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Они устанавливают порядок выполнения автомобильных перевозок круп­ногабаритных и тяжеловесных грузов (далее - пере­возок), а также санитарно-гигиенический режим перевозок и хранения пищевых и скоропортящихся грузов, включая сроки их реализации.

 

 

Виды договоров

 

Автомобильный перевозчик должен принимать груз к перевозке на основании договора, заключенного с заказчиком перевозок. В зависимости от условий перевозок между автомобильным перевозчиком и заказчиком перевозки могут заключаться:

  •  договор об автомобильной перевозке груза;
  • договор об организации автомобильных пере­возок грузов
  • договор о фрахтовании для автомобильной пере­возки грузов.

 

По договору об автомобильной перевозке груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт на­значения и выдать его грузополучателю или уполно­моченному на получение груза лицу, а заказчик пере­возки - оплатить перевозку груза в установленном размере.

 

Заключение такого договора подтверждается со­ставлением товарно-транспортной накладной (ТТН) или иного транспортного документа установленной формы. Неправильное составление ТТН или ее утеря не влияют на действительность заключенного договора.

 

При необходимости выполнения систематиче­ских перевозок грузов заказчик перевозки может заключать с автомобильным перевозчиком договор об организации автомобильных перевозок грузов.

 

При наличии такого договора заказчик перевозки не позднее 48 ч до начала перевозки представляет автомобильному перевозчику заявку на перевозку груза в дополнение к самому договору. По согласо­ванию сторон заявка может быть на один день, неде­лю, декаду, месяц или иной срок, предусмотренный данным договором.

 

Перевозка грузов с условием предоставления за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств, пригодных для  выполнения одного или нескольких рейсов по перевоз­кам грузов, оформляется договором о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов.

 

 

Срок и маршрут доставки

 

Автомобильный перевозчик должен перевозить груз по маршруту, определенному в соответствующем договоре. Расстояние перевозки груза определяется в соответствии с утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций нормами расстояний, а в случае их отсутствия - согласно картам (атласам) автомобильных дорог (планам городов), в т.ч. электронных носителях. При выполнении перевоз­ок грузов по регулярным маршрутам расстояние  перевозки груза может определяться на основании показаний спидометра, зафиксированных в акте о замере расстояний.

 

Автомобильный перевозчик должен выполнять  междугородные внутриобластные и межобластные автомобильные перевозки грузов (далее - междугородные автомобильные перевозки) в сроки, установленные в соответствующем договоре сторон, определяемые на основании рекомендуемых сроков доставки грузов при междугородных автомобильных перевозках.

 

Срок доставки груза исчисляется с момента приема его к перевозке. При задержке грузового транспорт­ного средства с грузом в пути уполномоченными контролирующими органами срок доставки груза увеличивается на время задержки. Представителем уполномоченного контролирующего органа делается отметка в путевом листе о задержке грузового транс­портного средства с указанием причин и времени задержки. В случае если это оговорено в соответ­ствующем договоре, автомобильный перевозчик информирует грузоотправителя (грузополучателя) о задержке доставки груза.

 

 

Хочу - везу, не хочу - не везу

 

Автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к перевозке в случае если:

  • груз предъявлен в ненадлежащей таре или упа­ковке;
  • груз не соответствует принятому к исполнению заказу;
  • масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства;
  • движение по автомобильным дорогам маршрута перевозки временно прекращено или ограничено.

 

В указанных случаях заказчик перевозки должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного сред­ства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

 

Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъ­являть, а автомобильный перевозчик принимать груз к перевозке, если:

 

  • перевозка такого груза запрещена законода­тельством Республики Беларусь;
  • грузы товарного характера (или грузы нетовар­ного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ), но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) не оформлены ТТН или не имеют соответствующих сертификатов;
  • предъявленные к перевозке грузы по своим свой­ствам не допускаются к совместной перевозке на одном грузовом транспортном средстве;
  • груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю обзор, затрудняет управление грузовым транспортным средством и нарушает его устойчивость, закры­вает внешние световые приборы, световозвра­щатели, регистрационные и опознавательные знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.

 

Запрещается выполнение внутриреспубликанской перевозки грузов товарного характера (или грузов нетоварного характера, по которым не ведется склад­ской учет ТМЦ, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) без наличия у сопровождающего эти грузы лица оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь первого и третьего экземпляров ТТН.

 

 

Сопровождение грузов

 

Сопровождение грузов может осуществляться ав­томобильным перевозчиком или заказчиком перевоз­ки согласно условиям соответствующего договора.

 

Заказчик обязан организовать сопровождение грузов в случаях если необходимы:

 

  • соблюдение особых условий перевозки (взрыв­чатые, сжатые и самовозгорающиеся вещества,сжатые и сжиженные газы; легковоспламе­няющиеся жидкости кроме жидких топлив), отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества, едкие вещества);
  • особая охрана (драгоценные камни и металлы, ювелирные и художественные изделия, антиквариат, картины, скульптуры и другие произ­ведения искусства);
  • уход в процессе перевозки (животные, птицы, живая рыба и пчелы).

 

Заказчик организовывает обязательное сопро­вождение грузов, если перевозимая продукция со­ответствует Перечню товаров, относящихся к непи­щевой спиртосодержащей продукции и непищевому этиловому спирту, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2007 г. № 381.

  • груз прибыл с поврежденной тарой, в повреж­денном кузове грузового транспортного средства или с поврежденными пломбами грузоотправителя;
  • скоропортящийся груз прибыл с нарушением сроков доставки или установленного темпера­турного режима автомобильной перевозки.

 

При определении массы груза путем взвешивания автомобильный перевозчик не несет ответственности за несоответствие массы груза, указанной в ТТН, его фактической массе, если разница в массе не превышает норм естественной убыли или точности взвешивания. При порче, повреждении или недостаче груза грузополучатель должен в ТТН сделать соответствующую запись и заверить ее своей подписью и печатью, а также подписьюавтомобильного перевозчика.

 

Автомобильный перевозчик по своей инициативе или го требованию грузополучателя может пригласить соответствующих экспертов для установления раз­мера или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также для определения суммы, на которую снизилась стоимость груза. Экспертиза должна прово­диться в присутствии представителей автомобильного перевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, соответствующий акт составляется в ее отсутствие и признается действительным.

 

 

Отказ грузополучателя от груза

 

Грузополучатель может отказаться принять груз, если качество груза вследствие порчи или поврежде­ния изменилось настолько, что исключается возмож­ность полного или частичного его использования по прямому назначению.

 

При отказе от получения груза по независящим от автомобильного перевозчика причинам груз может быть по письменному указанию заказчика перевоз­ки (если иное не установлено соглашением сторон) возвращен перевозчиком грузоотправителю или переадресован перевозчиком другому грузополучате­лю, а также передан для реализации или утилизации. В таких случаях грузополучатель должен сделать в ТТН запись об отказе от получения груза и заверить ее подписью и печатью. Заказчик перевозки должен оплатить автомобильному перевозчику дополнительные расходы, связанные с реализацией или утили­зацией груза, его возвращением грузоотправителю или переадресовкой.

 

При междугородных автомобильных перевозках скоропортящиеся грузы подлежат реализации в слу­чаях невостребованности этих грузов либо такого повреждения, что их дальнейшая автомобильная перевозка невозможна или нецелесообразна.

 

 

Плата за перевозку груза

 

Причитающаяся автомобильному перевозчику плата за перевозку грузов и другие услуги должна вноситься заказчиком перевозки авансом в виде платежных документов (платежных поручений или требований, чеков, векселей, аккредитивов) или на­личными деньгами.

 

По соглашению между заказчиком перевозки и автомобильным перевозчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы. В случае несвоевременного внесения провозной платы с заказчика перевозки взыскивается пеня от суммы платежей за каждый день просрочки. Размер пени определяется в соответствующем договоре.

 

Автомобильный перевозчик может удерживать перевозимые грузы, если заказчик автомобильной перевозки имеет перед ним просроченную дебитор­скую задолженность за выполненную транспортную работу.

 

В случае возникновения разногласий между авто­мобильным перевозчиком и заказчиком перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобиль­ной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке, а при других обстоятельствах - акт о разногласиях между авто­мобильным перевозчиком и заказчиком перевозки. Представители автомобильного перевозчика и заказ­чика перевозки должны подписать соответствующий акт, а при несогласии с его содержанием - изложить в нем свое мнение.

 

Если представитель автомобильного перевозчика отказывается подписать соответствующий акт, за­казчик перевозки должен в течение суток письменно известить об этом автомобильного перевозчика. Автомобильный перевозчик в течение трех рабочих дней со дня получения извещения должен рассмотреть сложившуюся ситуацию и сообщить данному заказчику о принятом решении.

 

Акт составляется в двух экземплярах: первый передается автомобильному перевозчику вместе с ТТН и путевым листом, второй - заказчику пере­возки. Факт составления соответствующего акта должен быть отражен в ТТН.

 

Срок исковой давности по требованиям, вытекаю­щим из перевозки груза, составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию.

 

 

Состояние перевозчика

 

Автомобильный перевозчик не должен находиться в процессе ликвидации, реорганизации или быть признан­ным экономически несостоятельным (банкротом). У него должен быть штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение перевозок грузов, водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным Пра­вилами и иными законодательными актами.

 

Автомобильный перевозчик (за исключением вы­полняющего международные автомобильные перевоз­ки для собственных нужд) должен иметь имущество, стоимость которого составляет не менее:

  • 500 евро (на одно грузовое транспортное сред­ство) и 250 евро (на каждое последующее) -для автомобильных перевозчиков, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные пере­возки грузов;
  • 9 000 евро (на одно грузовое транспортное сред­ство) и 5 000 евро (на каждое последующее) - для автомобильных перевозчиков, выполняю­щих международные автомобильные перевозки грузов.

Документами, подтверждающими экономическую состоятельность перевозчика, являются:

  • для юридических лиц - бухгалтерский баланс организации;
  • для индивидуальных предпринимателей - письменная декларация о личном имуществе и денежных средствах, зарегистрированная в инспекции Министерства по налогам и сборам
    по месту их жительства.

 

В случае недостаточности имущества согласно бухгалтерскому балансу или письменной декларации о личном имуществе перевозчик может дополнительно представлять поручительство третьего лица.

 

 

Требования к водителю

 

К выполнению внутриреспубликанских перевоз­ок грузов могут допускаться водители, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории В, С и (или) Е и справку о годности к управлению механическим транспортным средством.

 

Международные автомобильные перевозки грузов могут выполняться на:

  • транспортных средствах категорий В и С, раз­решенный максимальный вес которых не пре­вышает 7 500 кг;
  • водителями не моложе 18 лет, с общим стажем работы в качестве водителя транспортных средств данных категорий не менее двух лет и имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном порядке;
  • других транспортных средствах категорий С и Е водителями не моложе 21 года с общим ста­жем работы в качестве водителя транспортных средств категории С и Е не менее двух лет, в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории Е, имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном порядке.

 

Водитель грузового транспортного средства перед рейсом обязан проходить в установленном порядке медицинское обследование с отметкой в путевом листе.

 

Водитель, выполняющий внутриреспубликанские перевозки грузов, должен иметь:

  • путевой лист;
  • ТТН;
  • свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему);
  • документ (сертификат) о прохождении государ­ственного технического осмотра;документ, подтверждающий заключение дого­вора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор пограничного страхования либо действительный на территории Респу­блики Беларусь договор страхования «Зеленая карта»);
  • копию договора аренды, если перевозчик не является владельцем грузового транспортного средства;
  • санитарный паспорт на грузовое транспортное средство (при выполнении перевозок скоропор­тящихся грузов и грузов, требующих при их автомобильной перевозке соблюдения специ­ального санитарного режима), за исключением транспортных средств, выполняющих междуна­родные перевозки;
  • санитарную книжку водителя, за исключени­ем водителей, выполняющих международные перевозки;
  • иные документы в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

 

Требования к автомобилю

 

Техническое состояние грузового транспортно­го средства должно соответствовать требованиям Правил безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства, утвержденных постановлением Министерства транс­порта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. № 58 (в редакции от 14 ноября 2007 г.). Техническая исправность грузового транспортного средства должна подтверждаться сертификатом о про­хождении государственного технического осмотра.

 

Соответствие грузового транспортного средства дополнительным экологическим и техническим требованиям, требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта должно быть подтверждено соответствующими сертификатами.

 

Грузовое транспортное средство должно быть осна­щено аптечкой, огнетушителем, противооткатным упором и знаком аварийной остановки.

 

 

 

Ольга МАКАРЕВИЧ,

 

экспедитор внутриреспубликанских грузовых перевозок транспортно-экспедиционной компании ООО «Мовелит»

Производственно-практическое издание Транспорт/ сост. Е.В. Гриценко. - Минск: КапиталМедиаГрупп, 2011

Комментарии