Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Всё реже спорим, всё чаще договариваемся

3 сентября 2015 » 15:55
Всё реже спорим, всё чаще договариваемся

Успешное сотрудничество белорусских производителей, поставляющих продукцию за рубеж, и отечественных международных автоперевозчиков, чья работа становится важным звеном в экспортных поставках.

Поводов поговорить об успешном сотрудничестве белорусских производителей, поставляющих продукцию за рубеж, и отечественных международных автоперевозчиков, чья работа становится важным звеном в экспортных поставках, в последнее время появляется немало. Перевозчики и производители все реже спорят, все чаще договариваются, стараются найти подходы к сокращению издержек. Общих издержек. Ассоциация «БАМАП», в свое время взявшая на себя непростую роль активного посредника в этих процессах, продолжает настаивать на преимуществах такого «тандема». В стране остается валюта, которую прежде вывозили иностранные автомобили, в условиях «падающего» рынка наш транспорт оказывается загруженным и не простаивает, про ситуацию с иностранными разрешениями пока умолчим, и наконец, в стране появляется полноценная логистика, демонстрирующая на национальном уровне эффективное взаимодействие звеньев производства и транспортной сферы. Особый интерес вызывают случаи, когда производители не только готовы найти общий язык с перевозчиками, но умеют вырастить из договорных обязательств систему деловых отношений, в которой каждая из сторон дорожит партнерством. Тут и взаимные уступки, и желание защищать интересы – свои и партнера, и дополнительный экономический эффект, возникающий в условиях, когда риски снижаются, а уверенность, стабильность возрастает.

 

АЛЮТЕХ – как раз такой случай. Группа компаний, лидирующая на рынке роллетных систем и являющаяся ведущим производителем алюминиевых профильных систем и секционных ворот в Восточной Европе, реализует широкий комплекс мероприятий, направленных на развитие партнерских отношений с белорусскими автоперевозчиками. Каких именно? Об этом «МТМ» рассказал заместитель директора по транспортно-экспедиционной деятельности ООО «АЛЮТЕХ Инкорпорейтед» Станислав ЗАКРЕВСКИЙ.

 

– Станислав Александрович, АЛЮТЕХ хорошо известен в Беларуси и за ее пределами. Производственные и сбытовые площадки этой Группы компаний работают, помимо нашей страны, в Чехии, России, Украине, Германии, Австрии. С продукцией АЛЮТЕХ знакомы в четырех десятках стран в самых разных уголках мира. Широкая география и высокая динамика экспортно-импортных операций обуславливают сложную логистику и важную роль транспорта для обеспечения надежности поставок сырья и готовой продукции.

 

Насколько серьезно автомобильный грузовой транспорт интегрирован в работу АЛЮТЕХ? Расскажите об основных особенностях отгрузок и объемах закупок транспортных услуг. Каковы потребности в экспортных и импортных перевозках, какой транспорт при этом используется?

 

– Автотранспорт максимально интегрирован и рассматривается предприятиями, работающими под брендом АЛЮТЕХ, как стандартный метод организации транспортировки на средние и малые расстояния. Именно автотранспортом организуются доставка сырья на производства, транспортировка готовой продукции клиентам, технологические перевозки. Реже, но все же используются автоперевозки и на дальних расстояниях – наряду с морскими контейнерными, мультимодальными перевозками. Максимальная протяженность сквозной автоперевозки по одному из регулярных маршрутов – Польша – дальняя Россия – около 5 000 километров.

 

Мы готовы предлагать перевозчикам ежемесячные и еженедельные планы отгрузок на выделенных регулярных маршрутах – их более 50 для предприятий минской площадки. Это стабильный круглогодичный грузопоток на Российскую Федерацию, страны ЕС, а также импорт из вышеуказанных регионов, всего более 700 грузов ежемесячно. Заявлена широчайшая маршрутная сеть. На Новосибирск из Минска уходит постоянный грузопоток до 60 еврофур ежемесячно, на Москву – до 80 еврофур, в адрес европейских клиентов и на склады в Чехии – до 90 еврофур. Это серьезные объемы по экспорту, которые мы сейчас готовы предлагать для организации перевозки белорусским перевозчикам.

 

Стандартные параметры нашей промышленной продукции позволяют установить основные требования к транспорту, обеспечивающему международные перевозки, – тент с возможностью боковой загрузки и снятием стоек, от 86 кубов. Мы стараемся привлекать достаточно новый транспорт для международных перевозок не старше 2007 года (для отдельных перевозок не старше 2004 года), и обязательно контролируем техническое состояние подаваемого на загрузку транспорта, так как его исправность – база, априори необходимая для осуществления качественной перевозки. Отдельным требованием к поставщику является точное соблюдение сроков подачи машины и доставки, «just in time», так как транспортировка – это лишь одно звено в длинной и сложной цепочке доставки товара конечному потребителю.

 

– Вы говорите о предприятиях минской производственной площадки АЛЮТЕХ. Означает ли это, что с вами работают преимущественно транспортные организации Минского региона?

 

– Я бы сказал, да. И тому есть свое объяснение. Одним из главных условий стабильной работы складского комплекса, связанной с производством, на наших предприятиях является обеспечение со стороны перевозчиков точного времени подачи машины под загрузку.

 

– Но перевозчики из других регионов все-таки, думаю, работают с вами?

 

– Работают, конечно. В регионах мы ищем достаточно крупные компании, которые связаны с грузополучателями в Минске и, соответственно, пригоняют в столицу транспорт на выгрузку. Большой оборот автомобилей в столичном регионе позволяет при необходимости заменить один автомобиль (например, в случае, если он нуждается в ремонте), на другой, и таким образом вовремя приехать на АЛЮТЕХдля последующей загрузки.

 

– С каким количеством белорусских международных перевозчиков АЛЮТЕХ работает в настоящее время?

 

 -- Постоянное развитие АЛЮТЕХ, открытие новых регионов закупки сырья и продаж готовой продукции требует широких возможностей транспортного сектора в сфере обеспечения транспортной потребности. Сейчас более 250 белорусских транспортных компаний имеют действующие договоры с предприятиями АЛЮТЕХ. Их автопарк составляет в целом около 3 000 единиц подвижного состава.

 

Базы данных перевозчиков, которыми пользуются при поиске свободных машин сотрудники транспортных отделов, естественно, еще шире. 

 

– Некоторые белорусские производители, в том числе достаточно крупные, до недавнего времени целенаправленно развивали собственные автопарки и, таким образом, своими силами старались закрывать потребности в транспорте для перевозок – и внутренних, и международных. В последнее время ситуация на рынке меняется и предпочтение все чаще отдается профессиональным транспортным компаниям.

Скажите, а как АЛЮТЕХ формировал позицию в отношении того, возить ли грузы собственным или сторонним транспортом? Какие преимущества видите Вы в привлечении стороннего транспорта?

 

– Собственнику в нынешних реалиях необходимо четко определять главные сферы развития бизнеса, в которых задействованы основные ресурсы и капиталы, и – отдельно – вспомогательные области. Понятно, что транспорт для производственной компании относится к последним, и потому его использование и инвестиции в него, должны быть четко увязаны с тактическими, а не стратегическими целями. Этим и определяется его развитие на предприятиях АЛЮТЕХ.

 

Все международные перевозки наших грузов осуществляются профессиональными сторонними организациями. Для таких организаций перевозки – основной бизнес с соответствующими финансовыми вложениями и ресурсоемкой инфраструктурой. Кроме того, использование стороннего транспорта для организации перевозок имеет ряд преимуществ, к примеру, гибкость в любых рыночных условиях, в том числе при сезонном изменении спроса, комфортность управления качеством перевозки, низкий уровень обременения ресурсами, в том числе персоналом, возможность привлечения узких профессионалов.

 

Мы понимаем эти особенности и потому ориентируемся на развитие аутсорсинга в сфере перевозок. При этом собственный транспорт АЛЮТЕХ присутствует на большинстве предприятий холдинга и выполняет свои локальные цели.

 

– Как партнерство с АЛЮТЕХ может влиять на результат работы перевозчиков? Или, скажем иначе, что выигрывают перевозчики от сотрудничества, делового партнерства с предприятиями холдинга? Ответы на эти вопросы интересны еще и в том смысле, что повышение эффективности работы белорусских транспортных организаций, а именно сокращение непроизводительных простоев, предотвращение порожних пробегов и так далее, является одним из направлений деятельности Ассоциации «БАМАП»…

 

– Здесь необходимо сказать о двух уровнях работы – централизованном управлении и оперативной деятельности АЛЮТЕХ.

 

На уровне управления мероприятия направлены на оптимизацию затрат за счет формализации и изменения установленных нами внутренних стандартов. Стандартизация основных этапов транспортировки в оперативной работе приводит к общей выгоде. Мы разрабатываем логистические схемы, согласовываем более короткие маршруты, для чего можем совместно с перевозчиком изменить пункт таможенного оформления. Перевозчик имеет возможность выбрать валюту платежа в зависимости от валюты своих основных расходов. Это, как Вы понимаете, позволяет сократить расходы на конвертацию. Использование оборотной тары позволяет сократить время нахождения машины на загрузке-выгрузке. АЛЮТЕХ разрабатывает оптимальные схемы загрузки привлекаемого транспорта, одновременно минимизирующие риск перегрузов по осям и позволяющие максимально использовать грузоподъемность. И перечень этих мероприятий можно продолжать дальше…

 

Многие локальные решения становятся обязательными, то есть в дальнейшем применяются как стандарты.

 

В оперативной деятельности АЛЮТЕХ как заказчик и грузоотправитель старается оптимизировать планирование. Это снижает основные затраты для перевозчика, а в целом оптимизирует фрахт эффективнее, чем перебор ценовых предложений поставщиков транспортных услуг.

 

За счет снижения простоев транспорта в ожидании загрузок путем комбинации удобных коротких и дальних рейсов мы стараемся добиваться двойного эффекта – увеличения оборачиваемости транспорта для перевозчика и закрытия собственной потребности в транспорте.

 

Достижение определенного уровня партнерства с перевозчиком позволяет нам фиксировать обязательства по ежемесячному объему грузов, что обеспечивает для нашего партнера круглогодичную загрузку транспорта, а нам помогает оптимизировать расходы на транспортировку.

 

Кроме того, мы работаем над снижением порожнего пробега машин – путем планирования кругорейсов, рейсов с выгрузкой, приближенной к месту загрузки обратно. И это также выгодно и нам, и перевозчику.

 

– АЛЮТЕХ разработал и применяет систему управления транспортировкой. Станислав Александрович, расскажите, пожалуйста, подробнее о том, какие стандарты используются в работе механизмов управления, какие применяются системы учета и отбора перевозчиков?

 

– Мы не придумывали ничего новаторского, просто более системно подошли к вопросу конкретизации условий транспортировки. Были выделены четыре группы факторов и условий, являющихся основными. Стандарты качества, Стандарты отгрузок, Стандарты ставок, Стандарты маршрутов. Определив стандарты, мы проводим мероприятия по их достижению, поддержанию либо, при необходимости, изменению.

 

К примеру, в стандарты отгрузок входит условие оплаты в конкретной валюте в четкие сроки. Это – инструмент финансовой безопасности и минимизации валютных рисков. Все наши предприятия могут одновременно изменить форму оплаты и ее сроки по первой команде для достижения какой-то общей цели. Согласитесь, для сложной иерархической системы управления такая гибкость важна. На сегодня мы готовы, как я уже говорил, производить оплату перевозчикам в той валюте, в которой оплачиваются основные их расходы на территории страны назначения. Как показала практика, это востребовано. Последняя ситуация с курсом российского рубля может служить тому подтверждением.

В Стандарты качества входят требования к перевозчику, прописанные в типовых договорах перевозки и экспедиционного обслуживания – от точности подачи транспорта и до соблюдения срока доставки. На основании их исполнения формируется Рейтинг перевозчиков, на основании которого производится выбор поставщика на конкретную перевозку, естественно, с учетом статуса.

 

Стандарты ставок и маршрутов определяют базовые фрахты по регулярным (магистральным) направлениям отгрузок. Таких направлений около пятидесяти, а всего грузы доставляются примерно по 200 маршрутам. На иные маршруты фрахты определяются в зависимости от конкретных условий, включая километраж отклонения от магистральных направлений. Централизация при этом обеспечивает единый подход к ценообразованию и снижает при выборе поставщика транспортных услуг внутреннюю конкуренцию между заводами АЛЮТЕХ.

 

– Предположим, перевозчик предлагает какому-либо из предприятий, работающих под брендом АЛЮТЕХ, свои услуги… По каким критериям происходит оценка, внутренняя сертификация потенциального поставщика услуг?

 

– Если перевозчик подписывает договор с предприятием, входящим в корпоративную структуру АЛЮТЕХ, то ему присваивается первичный статус «стандартного», а основные данные по перевозчику заносятся в систему учета. Он начинает работать. При следующей плановой сертификации производится оценка мощности и возраста его автопарка, регионов присутствия, статистики привлечения и качества услуг, на основании чего статус его может быть изменен.

 

– Какие возможности открывает перед транспортными компаниями, работающими с АЛЮТЕХ, каждый из присваиваемых им статусов?

 

– Статус стандартного поставщика услуг предусматривает эпизодическую работу. Потребность в услугах таких поставщиков определяют сами менеджеры-исполнители, а ставки на перевозки, как правило, договорные, то есть ниже базовых.

 

Статус сертифицированного поставщика предусматривает работу со всеми заводами АЛЮТЕХ, доступ к еженедельным карго-рассылкам, гарантированный уровень фиксированных базовых ставок, предложения для организации перевозок новых направлений, общие проекты по развитию.

 

Статус партнера по магистральному направлению – это круглогодичная гарантия преимущественного права предложения грузов на выбранном маршруте, ежемесячная информация о планах отгрузок для возможности планирования бизнеса.

 

Для новых поставщиков всегда есть возможность без ограничений участвовать в мини-тендерах на «немагистральных» маршрутах. Мы регулярно высылаем перевозчикам перечень новых направлений для расчета цены и организации перевозок. Для крупных новых компаний, гарантирующих предоставление транспорта в серьезных объемах, есть возможность присвоения им эксклюзивного статуса «провайдера» для выполнения достигнутых договоренностей всеми предприятиями, работающими под брендом АЛЮТЕХ. Аналогичная схема приоритетности предусмотрена и для реализации корпоративных проектов.

 

– А при каких условиях АЛЮТЕХ может отказаться от услуг транспортной компании? Ведь такое возможно?

 

– Безусловно, такое возможно. Вряд ли может быть что-либо худшее, чем отказ от сотрудничества. Мы хорошо понимаем это, и тем не менее, в АЛЮТЕХ есть перечень компаний, сотрудничество с которыми мы не хотели бы возобновлять. Сформирован этот своего рода «черный список» на основании статистики, которая велась в предыдущие периоды. Попасть в число нежелательных поставщиков можно, к примеру, в случае, когда транспортная компания не устраняет имеющиеся недостатки в работе техники или неожиданно отказывается от исполнения обязательств в рамках договорных отношений, что создает угрозу для исполнения нами на этот раз уже своих обязательств перед клиентами и ведет к дополнительным расходам, как финансовым, так и имиджевым.

 

– А какое количество транспортных компаний сегодня находится в «черном списке», и как давно он вообще существует?

 

– Сейчас в этом списке около двух десятков компаний.

 

– На организованной в мае нынешнего года Ассоциацией «БАМАП» конференции, посвященной перспективам развития транспортного сектора в условиях интеграции, в ходе своего выступления Вы сказали о том, что взаимодействие с перевозчиками, входящими в ассоциацию, может стать отдельным направлением работы. Принимая во внимание масштаб бизнеса АЛЮТЕХ и схожесть задач по повышению эффективности работы транспорта, какие формы сотрудничества с ассоциацией Вы видите возможными? Какие вопросы можно (и нужно) было бы решать сообща?

 

– Как показала практика, информационный обмен между «БАМАП» и крупными грузоотправителями-заказчиками – достаточно перспективная идея. Тут и получение заказчиком контактов транспортных компаний по регионам присутствия, и размещение тендерных предложений.

 

Второй момент. На сегодня в Республике Беларусь не просматривается глобальная площадка для регулярных контактов грузоотправителей и перевозчиков, конференций, курсов и проектов развития. К примеру, я думаю, многих грузополучателей могли бы заинтересовать возможность обмена опытом для персонала, занятого в сфере транспортировки, со своими коллегами из транспортных организаций. Но для этого нужен масштабный, удобный, организованный и поддерживаемый ресурс. Возможно, Ассоциация «БАМАП» смогла бы такое организовать.

 

И третье. Что касается практических мероприятий, сотрудничество может рассматриваться как минимум в сфере представления совместных интересов в государственных органах, в компетенцию которых входят вопросы регулирования работы транспортной отрасли. Без конкретных шагов по инициативе профессионалов государственные задачи по наращиванию экспортного потенциала, по моему мнению, не решить.

 

К примеру, резкому увеличению числа отгрузок на экспорт, несомненно, посодействовало бы включение в список лиц, имеющих преимущественное право пересечения государственной границы, перевозчиков, обеспечивающих доставку грузов добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. На сегодня проблема очередей на границе, напрямую влияющих на скорость доставки груза, отпугивает многих потенциальных клиентов и снижает спрос на белорусскую продукцию.

 

– Учитывая значительный опыт работы АЛЮТЕХ на рынках многих стран и экономических блоков, можете ли Вы сказать о том, как отличаются условия работы транспортного сектора в Беларуси и, например, в странах Европы? Ощущаются ли, на Ваш взгляд, позитивные изменения в этой сфере с созданием Евразийского экономического союза? Какие из барьеров для развития логистики Вы считаете наиболее существенными в ЕАЭС?

 

– О различии условий работы транспортного сектора в разных экономических условиях можно говорить долго. Для заказчиков развитых стран характерно использование крупных транспортных операторов, транспортно-экспедиционных компаний с мировым именем, четкие условия проведения тендеров и размещения заказов, высокие требования к качеству услуг. В условиях стабильной экономики и устойчивых валютных курсов есть возможность хеджирования ставок на длительный период. В странах с менее организованным рынком преимущество имеют мелкие компании, обеспечивающие максимальный уровень лояльности для исполнителя заказчика, а ставки формируются исходя из общей рыночной ситуации.

АЛЮТЕХ выбрал гибридную модель управления транспортировкой, в комплексе использующую сильные стороны вышеописанных подходов, стабильность и гибкость. Мы поддерживаем партнеров, которые работают с нами уже долгое время, надежных и проверенных. Но и сегодня мы открыты рынку. Отвечая на новые вызовы рынка, мы получаем результаты, убеждающие в эффективности внедренной системы управления.

 

Что касается Евразийского экономического союза, то для АЛЮТЕХ, имеющего разветвленную структуру сбытовой сети на территории Российской Федерации, были бы интересны потенциальные юридические возможности белорусских перевозчиков не только осуществлять доставку на территорию стран – партнеров по интеграции, но и, к примеру, производить каботажные перевозки в случае попутных грузов либо при необходимости осуществлять довоз груза до конечного клиента в регионах России.

 

– Станислав Александрович, как АЛЮТЕХ намерен развиваться в ближайшем будущем? О каких планах развития, для реализации которых важно участие транспортного сектора, уже можно говорить?

 

– Хотя текущая ситуация со сжатием рынков сбыта во многих регионах не располагает к широкому финансированию крупных новых проектов, в том числе в транспортной сфере, у нас намечены интересные планы, но их реализация будет носить скорее эволюционный, чем революционный характер развития.

 

Сегодня наша продукция (роллетные системы, алюминиевые профильные системы и секционные ворота) поставляется в более чем 60 стран. В том числе на рынки Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Англии и др. И АЛЮТЕХ продолжает продвижение своей продукции на традиционных рынках, расширяет присутствие в новых регионах, оптимизирует деятельность. К примеру, мы планируем более широко представить в Европе новые линейки секционных ворот (серию Trend для частных и серию ProTrend для промышленных объектов). Продвижение данной продукции будет осуществляться через товаропроводящую сеть немецкой компании Günther Tore Systems, головной завод, а также контроль над сбытовой сетью которой осенью 2013-го выкупила Группа компаний «АЛЮТЕХ». И транспортный сектор, несомненно, будет при этом продвижении задействован.

 

Мы ожидаем более широкого сотрудничества с крупными транспортными компаниями, Ассоциацией «БАМАП»... На наших предприятиях планируются к внедрению автоматизированные системы учета и контроля, а также мотивации персонала, занятого закупкой транспортно-логистических услуг, по КPI. Ставятся дополнительные задачи по совершенствованию стандартов, маршрутизации, поиску новых альтернативных схем доставки, а также подбору транспорта с параметрами, позволяющими обеспечить максимальную его загрузку. Отдельной задачей стоит повышение качества сервиса клиентов, включая информирование, стопроцентный охват грузов в пути онлайн-трекингом и управление сроком доставки в целях равномерной загрузки складских комплексов грузополучателей.

 

Выполнение этих и других проектных задач в рамках разработанной системы управления обеспечат для АЛЮТЕХ будущую транспортную потребность при оптимальном соотношении цены и качества транспортировки. Я уверен, что сотрудничество с белорусскими транспортными организациями при этом является обязательным условием поступательного развития бизнеса с обеих сторон.

 

 

 

Источник: 

Беседовал Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО

Журнал «Мир тяжелых моторов», №15 (435) от 14 августа 2015 г.

Комментарии