Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Законодательство

Закон Республики Беларусь "О железнодорожном транспорте"

26 августа 2013 » 11:15
Закон Республики Беларусь

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, регламентирует его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями работ и услуг железнодорожного транспорта и другими видами транспорта.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

6 января 1999 г. № 237-З

 

О железнодорожном транспорте

 

 

 

Принят Палатой представителей 11 декабря 1998 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 год
а

 

 

Изменения и дополнения:

 

 

Закон Республики Беларусь от 21 мая 2002 г. № 100-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 59, 2/849) <H10200100>;

 

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2004 г. № 306-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 120, 2/1054) <H10400306>;

 

Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 344-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 157, 2/1441) <H10800344>

 

 

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, регламентирует его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями работ и услуг железнодорожного транспорта и другими видами транспорта.

 

 

Железнодорожный транспорт призван во взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе

 

 

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

 

 

багаж – вещи, иные материальные ценности, сдаваемые пассажиром за установленную плату для доставки железнодорожным транспортом общего пользования в пункт назначения;

 

 

внутриреспубликанское железнодорожное сообщение – перевозка пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пределах территории Республики Беларусь;

 

 

грузы – материальные ценности, принятые для доставки железнодорожным транспортом общего пользования в пункт назначения по договору перевозки;

 

 

железнодорожная станция – подразделение железнодорожного транспорта, осуществляющее технологические операции с поездами и другими транспортными средствами (прием и отправление, маневровая работа и т.п.), а также операции по приему и выдаче грузов и багажа и обслуживанию пассажиров;

 

 

железнодорожные линии – железнодорожные пути общего пользования с железнодорожными станциями, сооружениями и системами управления движением, обеспечивающими движение поездов в определенном направлении;

 

 

железнодорожные пути – комплекс инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта, включающий земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения, устройства сигнализации, централизации, блокировки, связи, энергоснабжения, а также путевые устройства, необходимые для функционирования железнодорожного транспорта;

 

 

железнодорожные пути общего пользования – железнодорожные пути, расположенные в полосе отвода железной дороги, в том числе на территории железнодорожных станций, и предназначенные для бесперебойной деятельности железнодорожного транспорта общего пользования;

 

 

железнодорожный транспорт необщего пользования – железнодорожный транспорт организаций;

 

 

железнодорожный транспорт общего пользования – железнодорожный транспорт, используемый для осуществления перевозок пассажиров, грузов и багажа и связанных с этим работ (услуг) на основании публичного договора, то есть по обращению любого гражданина или юридического лица;

 

 

коммуникации железнодорожного транспорта – железнодорожные пути, терминалы, иные сооружения и устройства, используемые при осуществлении железнодорожных перевозок и предназначенные для содержания и обслуживания железнодорожных путей и транспортных средств;

 

 

международное железнодорожное сообщение – перевозка пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования между Республикой Беларусь и другими государствами;

 

 

пассажир – любое физическое лицо, за исключением членов поездной бригады, имеющее проездной документ (билет) и совершающее поездку на транспортном средстве;

 

 

перевозочный процесс – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций по перевозке пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования;

 

 

подъездные пути – железнодорожные пути, не относящиеся к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для транспортного обслуживания организаций;

 

 

поезд – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, оборудованный для безопасного движения;

 

 

полоса отвода железной дороги – земельные участки, предоставленные в установленном порядке организациям железнодорожного транспорта общего пользования для размещения железнодорожных путей общего пользования, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей общего пользования и линейно-путевых зданий и сооружений, предназначенных для эксплуатации железнодорожных путей общего пользования;

 

 

специальные грузы – грузы, перевозимые для обеспечения особо важных государственных нужд;

 

 

транспортные средства – железнодорожные транспортные средства (локомотивы, вагоны, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы и т.д.), предназначенные для перевозки пассажиров, грузов и багажа, а также проведения ремонтных и аварийно-восстановительных работ.

 

 

 

Статья 2. Железнодорожный транспорт

 

 

Железнодорожный транспорт – вид наземного рельсового транспорта, представляющий собой совокупность его коммуникаций и транспортных средств, обеспечивающих управление и эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта.

 

 

Железнодорожный транспорт подразделяется на железнодорожный транспорт общего пользования и железнодорожный транспорт необщего пользования.

 

 

 

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о железнодорожном транспорте

 

 

Законодательство Республики Беларусь о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 20, ст. 221), настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.

 

 

 

Статья 4. Управление железнодорожным транспортом общего пользования

 

 

Управление железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется государственным объединением «Белорусская железная дорога» (далее – Белорусская железная дорога) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

Белорусская железная дорога подчиняется Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и является коммерческой организацией. В состав Белорусской железной дороги входят организации, занятые основной, вспомогательной и иной деятельностью на железнодорожном транспорте общего пользования.

 

 

Управление перевозочным процессом, руководство деятельностью организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются централизованно и являются компетенцией Белорусской железной дороги.

 

 

Республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта общего пользования, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

 

Создание, реорганизация и ликвидация организаций железнодорожного транспорта общего пользования производятся Белорусской железной дорогой в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

Контроль за деятельностью организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется Белорусской железной дорогой, а также государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

 

Статья 5. Собственность на железнодорожном транспорте общего пользования

 

 

 

Железнодорожный транспорт общего пользования находится в собственности Республики Беларусь. Функции по управлению объектами государственной собственности железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются Белорусской железной дорогой.

 

 

 

Имущество организаций железнодорожного транспорта общего пользования закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

 

 

 

Владение, пользование и распоряжение имуществом организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 6. Земли железнодорожного транспорта общего пользования

 

 

 

Земли железнодорожного транспорта общего пользования входят в состав земель транспорта и включают в себя полосы отвода железных дорог и иные земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления возложенных на них задач.

 

 

 

Предоставление земельных участков организациям железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 7. Использование земель железнодорожного транспорта общего пользования

 

 

 

Для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями использования этих земель.

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и земельного законодательства Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 8. Охранные зоны

 

 

 

В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных путей, железнодорожных станций, подъездных путей и других сооружений железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам и иным опасным воздействиям природного характера, в соответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливаются охранные зоны.

 

 

 

 

Статья 9. Основы финансово-экономической деятельности железнодорожного транспорта общего пользования

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования осуществляют финансово-экономическую деятельность на основе сочетания принципов государственного регулирования экономики и рыночных отношений.

 

 

 

Доходы организаций железнодорожного транспорта общего пользования от перевозок пассажиров, грузов и багажа и осуществления других транспортных работ и услуг формируются через единую (централизованную) систему расчетов Белорусской железной дороги. Порядок формирования доходов организаций железнодорожного транспорта общего пользования устанавливается Белорусской железной дорогой исходя из конкретного вклада каждой организации.

 

 

 

Белорусской железной дорогой для организаций железнодорожного транспорта общего пользования устанавливается система расчетных цен и измерителей по видам транспортных работ и услуг, производятся централизованные расчеты за выполненные ими транспортные работы и услуги.

 

 

 

Белорусской железной дорогой производятся централизованные расчеты с республиканским бюджетом.

 

 

 

 

Статья 10. Тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа

 

 

 

Плата за перевозку пассажиров, грузов и багажа определяется на основании тарифов на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования.

 

 

 

Тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа должны покрывать расходы на содержание и эксплуатацию коммуникаций железнодорожного транспорта и транспортных средств, а также расходы, связанные с обеспечением безопасности движения, формированием финансового резерва для обеспечения деятельности Белорусской железной дороги в чрезвычайных ситуациях, и иные расходы централизованного характера.

 

 

 

Тарифы на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования устанавливаются:

 

 

 

  • во внутриреспубликанском железнодорожном сообщении – в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь;

 

  • в международном железнодорожном сообщении – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 11. Плата за транспортные работы и услуги

 

 

 

На равноценные (одинаковые) транспортные работы и услуги, осуществляемые организациями железнодорожного транспорта общего пользования, устанавливается единая плата для всех потребителей транспортных работ и услуг.

 

 

 

Перечень транспортных работ и услуг, осуществляемых организациями железнодорожного транспорта общего пользования, размеры и порядок их оплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

Размер платы за транспортные работы и услуги, осуществляемые организациями железнодорожного транспорта общего пользования по требованию потребителей транспортных работ и услуг и не предусмотренные указанным перечнем, устанавливается по соглашению сторон.

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны предоставлять потребителям транспортных работ и услуг необходимую и достоверную информацию об осуществляемых ими транспортных работах и услугах.

 

 

 

 

Статья 12. Государственная поддержка железнодорожного транспорта общего пользования

 

 

 

Государственная поддержка железнодорожного транспорта общего пользования реализуется как комплекс правовых, административных, финансово-экономических, налоговых и иных мер, включая целевое финансирование из республиканского и местных бюджетов и дотирование социально значимых пассажирских перевозок и перевозок для государственных нужд за счет средств соответствующего бюджета.

 

 

 

Государственная поддержка предоставляется также для реализации проектов и выполнения программ развития коммуникаций железнодорожного транспорта, модернизации его транспортных средств, внедрения экономичных и безопасных технологий и развития приоритетных направлений деятельности железнодорожного транспорта общего пользования.

 

 

 

 

Статья 13. Льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования

 

 

 

Для отдельных категорий граждан, а также отдельных групп населения в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливаться льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования.

 

 

 

Проезд граждан, которым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь предоставлены льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования, осуществляется по проездным документам (льготным билетам), выдаваемым на основании соответствующих документов, подтверждающих эти льготы.

 

 

 

Расходы, связанные с предоставлением льгот на проезд железнодорожным транспортом общего пользования, возмещаются Белорусской железной дороге за счет средств соответствующего бюджета и средств организаций, работники которых пользуются правом льготного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования.

 

 

 

 

Статья 14. Исключена.

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

 

Статья 15. Лицензирование отдельных видов деятельности

 

 

 

Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых организациями железнодорожного транспорта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 16. Подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

 

 

 

Подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации отдельных видов работ и услуг железнодорожного транспорта проводится в порядке, установленном в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

 

 

 

Подготовка необходимой документации по подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации отдельных видов работ и услуг железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется Белорусской железной дорогой.

 

 

 

 

Статья 17. Обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте

 

 

 

Обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1995 года «Об обеспечении единства измерений» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 32, ст. 420; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1260).

 

 

 

Государственный метрологический надзор на железнодорожном транспорте осуществляется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

 

 

 

Функции по обеспечению единства измерений на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляются метрологической службой Белорусской железной дороги в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 18. Общие условия предоставления транспортных работ и услуг

 

 

 

Предоставление транспортных работ и услуг железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется на основании договоров перевозки пассажиров, перевозки грузов, транспортной экспедиции, а также иных договоров, заключаемых между производителями и потребителями транспортных работ и услуг.

 

 

 

Права и обязанности производителей и потребителей работ и услуг железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе действующих от их имени экспедиторских и иных организаций, условия и порядок заключения договоров и их формы устанавливаются Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования не вправе отказать в перевозке пассажиру, отправителю грузов или багажа, правильно оформившим проездные и перевозочные документы, кроме случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Уставом железнодорожного транспорта общего пользования.

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в счет причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в порядке, определяемом Гражданским кодексом Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь или не вытекает из существа обязательства.

 

 

 

 

Статья 19. Взаимоотношения организаций железнодорожного транспорта общего пользования с владельцами подъездных путей и транспортных средств

 

 

 

Взаимоотношения организаций железнодорожного транспорта общего пользования с владельцами подъездных путей и транспортных средств независимо от форм собственности осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления.

 

 

 

 

Статья 20. Отношения по перевозке с организациями других видов транспорта

 

 

 

Отношения организаций железнодорожного транспорта общего пользования с организациями других видов транспорта осуществляются на основании договоров об организации работы по обеспечению перевозок грузов и в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, уставами и кодексами других видов транспорта, иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 21. Организация и выполнение воинских перевозок

 

 

 

Особенности организации, обеспечения и выполнения воинских перевозок регулируются Уставом воинских железнодорожных перевозок, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 22. Учетно-отчетное время

 

 

 

В организациях железнодорожного транспорта общего пользования действует единое учетно-отчетное время, устанавливаемое Белорусской железной дорогой.

 

 

 

 

Статья 23. Язык служебного делопроизводства и общения

 

 

 

На железнодорожных станциях, в том числе вокзалах, в поездах и иных местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей грузов и багажа служебное делопроизводство, оформление учетной, отчетной, коммерческой и технической документации, телефонная связь, правовая и научно-техническая информация, а также другая информация, служебное общение в организациях железнодорожного транспорта общего пользования, связанных с движением поездов, перевозкой пассажиров, грузов и багажа, осуществляются на белорусском и (или) русском языках.

 

 

 

 

ГЛАВА 4 БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ, ОХРАНА ГРУЗОВ И ОБЪЕКТОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

 

Статья 24. Безопасность движения и эксплуатации транспортных средств

 

 

 

Под безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте понимаются состояние защищенности процесса движения транспортных средств, состояние самих транспортных средств и коммуникаций железнодорожного транспорта, при которых отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц.

 

 

 

Транспортные средства и коммуникации железнодорожного транспорта должны соответствовать требованиям актов законодательства Республики Беларусь, а также технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

 

 

 

Контроль за обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется Белорусской железной дорогой, в составе которой создаются специальные службы, а также аварийно-восстановительные подразделения по ликвидации последствий крушений и аварий.

 

 

 

 

Статья 25. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

 

 

 

Безопасность движения и эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте общего пользования и безопасные условия перевозок пассажиров, грузов и багажа обеспечиваются организациями железнодорожного транспорта общего пользования.

 

 

 

Владельцы подъездных путей обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасность движения транспортных средств.

 

 

 

Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных линий и сооружений железнодорожного транспорта на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Владельцы указанных объектов обязаны своевременно информировать организации железнодорожного транспорта общего пользования о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения транспортных средств по железнодорожным линиям.

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны принимать меры по локализации и ликвидации последствий транспортных происшествий, в том числе крушений и аварий, по спасению жизни и сохранению здоровья людей, снижению размеров вреда окружающей среде и материальных потерь.

 

 

 

 

Статья 26. Зоны повышенной опасности

 

 

 

Территории, на которых расположены железнодорожные линии и другие коммуникации железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности и при необходимости подлежат специальному ограждению.

 

 

 

Правила нахождения граждан и проведения работ в зонах повышенной опасности на землях железнодорожного транспорта общего пользования устанавливаются Белорусской железной дорогой.

 

 

 

 

Статья 27. Переезды и переходы

 

 

 

Места пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне (переезды) и места пересечения железнодорожных путей пешеходами и домашними животными (переходы) должны быть оборудованы и оснащены необходимыми сигнальными и иными устройствами, гарантирующими безопасность движения транспортных средств и безопасность дорожного движения, прохода пешеходов и прогона животных.

 

 

 

 

Статья 28. Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

 

 

 

За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

Ответственность за несоблюдение установленных в Республике Беларусь норм при строительстве и эксплуатации газопроводов и нефтепроводов, других сооружений, пересекающих железнодорожные пути или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации этих сооружений несут их владельцы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 29. Охрана грузов и объектов

 

 

 

Охрана грузов, в том числе специальных, в пути следования и на железнодорожных станциях, объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 30. Исключена.

 

 

 

Статья 31. Охрана общественного порядка

 

 

 

Охрана общественного порядка и ведение борьбы с преступностью на железнодорожном транспорте общего пользования обеспечиваются органами внутренних дел во взаимодействии с подразделениями военизированной охраны Белорусской железной дороги.

 

 

 

 

Статья 32. Предупреждение и тушение пожаров. Обеспечение пожарной безопасности

 

 

 

Предупреждение и тушение пожаров на объектах организаций железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе на транспортных средствах и коммуникациях железнодорожного транспорта, осуществляются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «О пожарной безопасности» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 23, ст. 282) и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

 

 

Государственный пожарный надзор за соблюдением организациями железнодорожного транспорта общего пользования законодательства о пожарной безопасности, а также выполнением стандартов, норм и правил системы противопожарного нормирования и стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора.

 

 

 

Ведомственный контроль за обеспечением пожарной безопасности на объектах организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется Белорусской железной дорогой.

 

 

 

 

Статья 33. Организация работы в чрезвычайных ситуациях

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования принимают незамедлительные меры по устранению последствий стихийных бедствий (заносов, наводнений и т.п.), техногенных катастроф, вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта. В этих целях Белорусской железной дорогой формируются аварийно-восстановительные подразделения и создается запас материально-технических средств.

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны немедленно информировать соответствующие государственные органы о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и мерах, принимаемых по их локализации (ликвидации последствий), а также оповестить население, которое может оказаться в опасной для жизни и здоровья зоне воздействия факторов, обусловленных чрезвычайной ситуацией.

 

 

 

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте общего пользования могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

 

 

 

Если в результате действия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) возникли препятствия для дальнейшей перевозки грузов и (или) багажа железнодорожным транспортом общего пользования, доставки их по назначению и выдачи надлежащему получателю, то Белорусская железная дорога имеет право реализовать эти грузы и (или) багаж в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 34. Мобилизационная подготовка

 

 

 

Мобилизационная подготовка организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

Мероприятия по мобилизационной подготовке объектов железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются Белорусской железной дорогой.

 

 

 

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 35. Строительство объектов

 

 

 

Строительство остановочных пунктов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта общего пользования производится в установленном порядке за счет средств Белорусской железной дороги, местных бюджетов, а также заинтересованных организаций.

 

 

 

Строительство и оснащение переездов и переходов осуществляются за счет средств заинтересованной стороны.

 

 

 

 

Статья 36. Строительство подъездных путей

 

 

 

Проектирование и строительство подъездных путей осуществляются по согласованию с Белорусской железной дорогой.

 

 

 

 

ГЛАВА 5 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

 

Статья 37. Регулирование трудовых отношений

 

 

 

Трудовые отношения на железнодорожном транспорте общего пользования регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь о труде.

 

 

 

 

Статья 38. Требования к работникам, непосредственно обеспечивающим перевозочный процесс

 

 

 

Работники железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, должны иметь профессиональную подготовку, необходимую для исполнения соответствующих обязанностей, проходить обязательное медицинское освидетельствование при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 39. Дисциплина труда

 

 

 

Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования регулируется законодательством Республики Беларусь о труде, в том числе Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 40. Форменная одежда и знаки различия

 

 

 

Работники железнодорожного транспорта общего пользования имеют право ношения форменной одежды и знаков различия. Описание форменной одежды и знаков различия, перечень должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих право на их ношение, утверждаются Президентом Республики Беларусь.

 

 

 

 

ГЛАВА 6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

 

Статья 41. Ответственность производителей транспортных работ и услуг

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования за невыполнение условий договора об организации перевозок, договора перевозки грузов, пассажиров и багажа, неподачу транспортных средств для перевозки грузов, задержку отправления пассажиров, утрату, недостачу, повреждение (порчу) грузов или багажа, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих отправителям и получателям грузов или арендованных ими, и по иным причинам несут имущественную ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь, а также соглашением сторон.

 

 

 

Основания освобождения организаций железнодорожного транспорта общего пользования от ответственности за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке устанавливаются международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь и Уставом железнодорожного транспорта общего пользования.

 

 

 

 

Статья 42. Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке

 

 

 

За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозке пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования стороны несут имущественную ответственность, установленную Гражданским кодексом Республики Беларусь, Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, иными актами законодательства Республики Беларусь, а также соглашением сторон.

 

 

 

Соглашения организаций железнодорожного транспорта общего пользования с отправителями и получателями грузов или багажа об ограничении или устранении установленной законодательством Республики Беларусь ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов или багажа предусмотрена Уставом железнодорожного транспорта общего пользования и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

 

 

Ответственность организаций железнодорожного транспорта общего пользования за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, грузов и багажа в международном железнодорожном сообщении определяется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 43. Ответственность за несохранность груза и багажа

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования несут имущественную ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза или багажа, происшедшие после принятия груза или багажа к перевозке и до выдачи их получателю или уполномоченному им лицу, если не докажут, что несохранность груза или багажа имела место вследствие обстоятельств, которые организации железнодорожного транспорта общего пользования не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело.

 

 

 

Размер имущественной ответственности организаций железнодорожного транспорта общего пользования, не обеспечивших сохранность груза и багажа, определяется:

 

 

 

  • в случае утраты или недостачи груза или багажа – стоимостью утраченного или недостающего груза или багажа;
  • в случае повреждения (порчи) груза или багажа – суммой, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности его восстановления – стоимостью груза или багажа;
  • в случае утраты груза или багажа с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности или доли объявленной ценности, соответствующей утраченной, испорченной или поврежденной части груза или багажа.

 

 

 

Законодательными актами Республики Беларусь и Уставом железнодорожного транспорта общего пользования могут быть предусмотрены основания для освобождения от ответственности организаций железнодорожного транспорта общего пользования за несохранность груза или багажа.

 

 

 

 

Статья 44. Ответственность отправителей (получателей) грузов или багажа

 

 

 

Ответственность отправителей (получателей) грузов или багажа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с перевозкой грузов или багажа, устанавливается в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, а в международном железнодорожном сообщении определяется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

 

 

 

Основания для освобождения отправителей (получателей) грузов или багажа от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки, определяются международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь и Уставом железнодорожного транспорта общего пользования.

 

 

 

 

Статья 45. Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан

 

 

 

Организации железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющие перевозочный процесс, несут ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, а также другого лица, пострадавшего в результате деятельности железнодорожного транспорта общего пользования, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

Статья 46. Претензии и иски по перевозке грузов

 

 

 

Споры, вытекающие из перевозки грузов, разрешаются путем предъявления претензий к Белорусской железной дороге в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

В случаях полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа в течение 30 дней отправители и получатели грузов могут предъявить иск в суд.

 

 

 

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, – один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

ГЛАВА 7 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

 

 

 

Статья 47. Внешнеэкономическая деятельность железнодорожного транспорта общего пользования

 

 

 

Белорусская железная дорога обеспечивает развитие международных транспортных связей, осуществляет организацию перевозок пассажиров, грузов и багажа в международном железнодорожном сообщении и внешнеэкономическую деятельность.

 

 

 

Белорусская железная дорога осуществляет сотрудничество с организациями железнодорожного транспорта иностранных государств и представляет интересы организаций железнодорожного транспорта общего пользования Республики Беларусь в иностранных государствах и соответствующих международных организациях.

 

 

 

 

Статья 48. Международные договоры

 

 

 

Если действующими для Республики Беларусь международными договорами установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

 

 

 

 

ГЛАВА 8 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона

 

 

 

Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 1999 года.

 

 

 

 

Статья 50. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

 

 

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

 

 

 

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

 

 

 

  • привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону;
  • обеспечить принятие нормативных актов, необходимых для реализации настоящего Закона.

 

 

 

 

 

Президент Республики Беларусь                                                                              А.Лукашенко

Комментарии