Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Таможня и ВЭД

CG: плохая логистика стоит нам 20% ВВП

17 апреля 2014 » 10:34
CG: плохая логистика стоит нам 20% ВВП

Россия каждый год теряет 6,5 трлн рублей ($180 млрд) из-за сбоев в перевозке грузов и ее дороговизны, утверждают аналитики Boston Consulting Group и Торгово-промышленной палаты России в сегодняшнем совместном отчете.

Россия каждый год теряет 6,5 трлн рублей ($180 млрд) из-за сбоев в перевозке грузов и ее дороговизны, утверждают аналитики Boston Consulting Group и Торгово-промышленной палаты России в сегодняшнем совместном отчете. Так что недостатки в логистике и работе транспорта – это, по мнению авторов исследования, едва ли не главное, что мешает нашей экономике расти.

 

Они подсчитали, что Россия, то есть все наши предприятия, тратит на транспорт и логистику около 20% ВВП в год – в то время как Китаю хватает 15%, а европейским странам – 7–8% ВВП. Если Россия сократит лишние траты до среднемировых 11% ВВП, высвободятся гигантские ресурсы – почти половина годового бюджета страны, обещают эксперты.
 
Звучит отлично, но, чтобы добиться этой экономии, нужно сначала немало вложить – разбираясь в причинах такого щедрого перерасхода, исследователи приходят к выводу, что в российской системе перевозок нужно почти все менять или строить заново. В подтверждение они приводят несколько примеров, указывающих на основные недостатки:
 
По оценкам BCG, спрос на качественную логистику и перевозки в России зашкаливает – рынок растет на 19% в год. Но спрос намного превышает качественное предложение. К примеру, в таких услугах остро нуждается растущий ритейл и компаниям самим приходится покупать грузовики и нанимать экспедиторов – то есть заниматься непрофильной работой. Так, собственный автомобильный парк «Магнита» (5,5 тысячи автомобилей) в 28 раз больше парка международного перевозчика DB Schenker в России (200 автомобилей).
 
Одна крупная российская машиностроительная компания на условиях анонимности рассказала BCG, что в 2008–2013 годах она на 12% сократила долю железнодорожных перевозок и заменила их автомобильными. Она объясняет это ростом тарифов на железной дороге и ужесточением требований к безопасности перевозок, из-за которых появляются дополнительные сборы и уменьшается вместимость погрузочных платформ. К тому же в последние годы железнодорожники стали чаще срывать сроки, а скорость доставки железной дорогой замедлилась до анекдотичных 11–14 км в час.
 
Автоперевозчики работают дешевле, к ним меньше нормативных требований, к тому же, в отличие от РЖД, с ними можно расплачиваться по факту доставки, а не авансом. Этот пример типичен – в России автомобильным транспортом грузы доставляются на расстояние до 2,5 тысячи км, исключая лишь Сибирь и Дальний Восток. А для всего мира это нонсенс – все, что дальше 800 км, дешевле и быстрее доставлять самолетами и железными дорогами.
 
В России не хватает складов и терминалов, где товар можно группировать по партиям, распределять по маршрутам или куда его можно перегрузить с машин в ожидании самого удобного авиарейса.
 
Даже в Москве – через которую проходит абсолютное большинство всех маршрутов в европейской части России – складских площадей в 13 раз меньше, чем в Париже.
 
А в регионах ситуация еще намного хуже.
 
Обеспеченность складскими площадями, кв. м / количество жителей:
 

 

obsk.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В российских аэропортах груз может ждать растаможивания 7 суток – за это время его можно доставить из Амстердама до Москвы на фурах. Из-за этого перевозчикам выгоднее переплачивать и отправлять товар в обход через Финляндию. По оценке BCG, до 40% московских грузов сначала доставляются авиарейсом до Хельсинки, где прохождение таможни занимает не больше суток.
 
Там товар сгружают на грузовики и везут в пункт назначения.
 
Для российских авиакомпаний перевозка грузов – не приоритетное направление. Грузовые самолеты постепенно вытесняются пассажирскими. Там есть грузовые отсеки, но авиакомпании заполняют их по остаточному принципу – запланировать поставки груза по графику в таких условиях невозможно.
 
Многие проблемы отрасли в России объясняются тем, что нужна она была главным образом для перевозки сырья, а не сложных машин или продуктов, которые могут испортиться. Но постепенно доля товаров с высокой добавленной стоимостью растет, а сервис не меняется. Руководители крупных компаний, опрошенных BCG, отвечают, что квалификация грузчиков, машинистов и других рабочих не позволяет им должным образом обслуживать доставку ценных товаров.
 
Пытаясь улучшить ситуацию, Россия вкладывает в развитие инфраструктуры по 1,6 трлн рублей в год, около 2,2% ВВП. Причем на 70% это деньги государства. В других странах инвестиций в логистику и транспорт по отношению к ВВП значительно выше, и на две трети это частные средства.
 
BCG предлагает России активизировать программы государственно-частного партнерства и привлечь в отрасль как можно больше новых инвесторов – строить платные дороги, высокотехнологичные терминалы, модернизировать железные дороги. По оценке экспертов, в ближайшем будущем рынок транспортно-логистических услуг продолжит расти на 15% в год.

 

 

SLON

Комментарии

 

Похожие новости

27 апреля 2017 » 13:04
В России может появиться Единая информационная система перевозки грузов автотранспортом

Минтранс России совместно с представителями бизнеса в сфере автоперевозок ведет разработку автоматизированной информационной системы планирования, исполнения и контроля автоперевозок. Речь идет не просто о единой системе контроля перевозчиков, наоборот, перевозчики получат инструмент, позволяющий упростить задачи планирования перевозки, избежать штрафов за превышение веса, обмениваться электронными документами. Такая система позволит не только сократить время на обработку документов, но и создаст все условия для безошибочной прокладки маршрутов транспортных средств с учетом актуальной информации о характеристиках всей дорожной сети.

20 апреля 2017 » 14:38
Компании Siemens и Scania запустили первую в мире электрифицированную дорогу для грузовиков

Компании Siemens и Scania запустили в минувшем году первую в мире электрифицированную дорогу для грузового автотранспорта. Она появилась в Швеции, и теперь подобная технология внедряется на территории США.

20 апреля 2017 » 13:21
Публичный тест системы Hyperloop откладывается

Компания Hyperloop One, занимающаяся строительством первого в истории вакуумного транспорта, известно как система hyperloop, откладывает публичный тестовый запуск.

17 апреля 2017 » 09:52
Шведский стартап представил концепт беспилотного грузовика с удаленным управлением

Шведский стартап Einride представил концепт беспилотного электрического грузовика T-Pod, в котором нет водительской кабины, но предусмотрена функция удаленного управления.

31 марта 2017 » 14:41
В Беларуси разрабатывают суперконденсатор для электротранспорта

В Беларуси разрабатывают опытный образец суперконденсатора (накопителя электроэнергии) для электротранспорта. Об этом сообщил сегодня журналистам генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко, передает корреспондент БЕЛТА.