Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Таможня и ВЭД

CG: плохая логистика стоит нам 20% ВВП

17 апреля 2014 » 10:34
CG: плохая логистика стоит нам 20% ВВП

Россия каждый год теряет 6,5 трлн рублей ($180 млрд) из-за сбоев в перевозке грузов и ее дороговизны, утверждают аналитики Boston Consulting Group и Торгово-промышленной палаты России в сегодняшнем совместном отчете.

Россия каждый год теряет 6,5 трлн рублей ($180 млрд) из-за сбоев в перевозке грузов и ее дороговизны, утверждают аналитики Boston Consulting Group и Торгово-промышленной палаты России в сегодняшнем совместном отчете. Так что недостатки в логистике и работе транспорта – это, по мнению авторов исследования, едва ли не главное, что мешает нашей экономике расти.

 

Они подсчитали, что Россия, то есть все наши предприятия, тратит на транспорт и логистику около 20% ВВП в год – в то время как Китаю хватает 15%, а европейским странам – 7–8% ВВП. Если Россия сократит лишние траты до среднемировых 11% ВВП, высвободятся гигантские ресурсы – почти половина годового бюджета страны, обещают эксперты.
 
Звучит отлично, но, чтобы добиться этой экономии, нужно сначала немало вложить – разбираясь в причинах такого щедрого перерасхода, исследователи приходят к выводу, что в российской системе перевозок нужно почти все менять или строить заново. В подтверждение они приводят несколько примеров, указывающих на основные недостатки:
 
По оценкам BCG, спрос на качественную логистику и перевозки в России зашкаливает – рынок растет на 19% в год. Но спрос намного превышает качественное предложение. К примеру, в таких услугах остро нуждается растущий ритейл и компаниям самим приходится покупать грузовики и нанимать экспедиторов – то есть заниматься непрофильной работой. Так, собственный автомобильный парк «Магнита» (5,5 тысячи автомобилей) в 28 раз больше парка международного перевозчика DB Schenker в России (200 автомобилей).
 
Одна крупная российская машиностроительная компания на условиях анонимности рассказала BCG, что в 2008–2013 годах она на 12% сократила долю железнодорожных перевозок и заменила их автомобильными. Она объясняет это ростом тарифов на железной дороге и ужесточением требований к безопасности перевозок, из-за которых появляются дополнительные сборы и уменьшается вместимость погрузочных платформ. К тому же в последние годы железнодорожники стали чаще срывать сроки, а скорость доставки железной дорогой замедлилась до анекдотичных 11–14 км в час.
 
Автоперевозчики работают дешевле, к ним меньше нормативных требований, к тому же, в отличие от РЖД, с ними можно расплачиваться по факту доставки, а не авансом. Этот пример типичен – в России автомобильным транспортом грузы доставляются на расстояние до 2,5 тысячи км, исключая лишь Сибирь и Дальний Восток. А для всего мира это нонсенс – все, что дальше 800 км, дешевле и быстрее доставлять самолетами и железными дорогами.
 
В России не хватает складов и терминалов, где товар можно группировать по партиям, распределять по маршрутам или куда его можно перегрузить с машин в ожидании самого удобного авиарейса.
 
Даже в Москве – через которую проходит абсолютное большинство всех маршрутов в европейской части России – складских площадей в 13 раз меньше, чем в Париже.
 
А в регионах ситуация еще намного хуже.
 
Обеспеченность складскими площадями, кв. м / количество жителей:
 

 

obsk.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В российских аэропортах груз может ждать растаможивания 7 суток – за это время его можно доставить из Амстердама до Москвы на фурах. Из-за этого перевозчикам выгоднее переплачивать и отправлять товар в обход через Финляндию. По оценке BCG, до 40% московских грузов сначала доставляются авиарейсом до Хельсинки, где прохождение таможни занимает не больше суток.
 
Там товар сгружают на грузовики и везут в пункт назначения.
 
Для российских авиакомпаний перевозка грузов – не приоритетное направление. Грузовые самолеты постепенно вытесняются пассажирскими. Там есть грузовые отсеки, но авиакомпании заполняют их по остаточному принципу – запланировать поставки груза по графику в таких условиях невозможно.
 
Многие проблемы отрасли в России объясняются тем, что нужна она была главным образом для перевозки сырья, а не сложных машин или продуктов, которые могут испортиться. Но постепенно доля товаров с высокой добавленной стоимостью растет, а сервис не меняется. Руководители крупных компаний, опрошенных BCG, отвечают, что квалификация грузчиков, машинистов и других рабочих не позволяет им должным образом обслуживать доставку ценных товаров.
 
Пытаясь улучшить ситуацию, Россия вкладывает в развитие инфраструктуры по 1,6 трлн рублей в год, около 2,2% ВВП. Причем на 70% это деньги государства. В других странах инвестиций в логистику и транспорт по отношению к ВВП значительно выше, и на две трети это частные средства.
 
BCG предлагает России активизировать программы государственно-частного партнерства и привлечь в отрасль как можно больше новых инвесторов – строить платные дороги, высокотехнологичные терминалы, модернизировать железные дороги. По оценке экспертов, в ближайшем будущем рынок транспортно-логистических услуг продолжит расти на 15% в год.

 

 

SLON

Комментарии

Похожие новости

10 марта 2017 » 15:30
В Индии появится подводная железная дорога

В Индии появится суперскоростной поезд, который часть пути будет передвигаться под водой. Этот масштабный проект Индия реализует вместе с Японией и при участии японских инвестиций, передает портал Новости Ю.

7 марта 2017 » 11:37
В Эстонии с 2018 года вводят плату для грузовых машин

С 2018 года плату за пользование автодорогами в Эстонии начнут взимать с грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн, а не от 12 тонн, как предполагалось первоначально.

6 марта 2017 » 14:32
В Хельсинки поедут автомобили без водителей

Финляндия станет первой страной, с которой Россия наладит беспилотные автоперевозки.

3 марта 2017 » 11:16
Беларусь может столкнуться с дефицитом кадров в сфере международных перевозок

В ближайшее время Беларусь может столкнуться с дефицитом квалифицированных водителей в сфере международных перевозок, что грозит стране потерями своих позиций на этом важном рынке.

23 февраля 2017 » 12:25
Грузооборот транспорта Китая в январе 2017 года вырос на 6,1%

По итогам января 2017 года грузооборот транспортных предприятий Китая составил 1,51 трлн. т-км, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем погрузки на все виды транспорта увеличился на 0,6% и составил 3,39 млрд. т.