Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Транспорт

Международные перевозчики переключаются на внутренние линии

23 марта 2015 » 11:33
Международные перевозчики переключаются на внутренние линии

Международные перевозчики Северо-Запада не выдерживают сокращения импорта и выросшей "вилки" между валютными расходами и рублевой выручкой. Некоторые компании уже обанкротились, остальные думают о переориентации на внутренние линии, на которых и так высока конкуренция.

Аналогичные процессы проходят и на юге страны. При этом 65% грузов, отправляемых в Россию из-за границы, перевозят иностранцы, уверяют участники рынка. 

СЗФО: отрасль погружается в глубокий кризис 

Международные перевозки являются важным направлением бизнеса для Северо-Запада. 


Так, четверть компаний (более 500), входящих во всероссийскую Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, зарегистрированы в Северо-Западном федеральном округе, и это без учета Калининградской области. 

При этом сегодня данная отрасль в регионе погружается в глубокий кризис. 


По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), затраты компаний СЗФО, занимающихся международными перевозками, с начала года возросли в целом на 15-17%. 

Одна из причин увеличения издержек — валютные лизинговые договоры. Большая часть машин для международных перевозок импортируется, поскольку, как пояснил РБК Петербург глава Северо-Западного филиала АСМАП Александр Дацюк, российские компании не производят грузовики нужного уровня. С ростом курса валют, соответственно, выросла рублевая стоимость платежей по лизингу. 

По словам А. Дацюка, многие перевозчики сегодня ведут переговоры о реструктуризации лизинговых платежей. И лизинговые компании пытаются идти навстречу, поскольку банкротства клиентов для них невыгодны. Как рассказал РБК Петербург гендиректор компании CARCADE Алексей Смирнов, клиентам предлагается, например, частичный перенос платежей на будущие периоды или увеличение срока договора. Большинство перевозчиков, по его словам, справляются с платежами по новой схеме, однако уже есть случаи, когда отдельные компании не могут платить вовремя даже по реструктурированным договорам. 

Обновление автопарка в таких условиях замедлилось. А. Смирнов отмечает снижение количества обращений клиентов за новыми лизинговыми договорами на рынке Северо-Запада. Этому способствовал и рост ставок по лизингу на 6-8%, произошедший в конце прошлого года. При этом, по оценке А. Дацюка, порядка 20% автопарка международных перевозчиков Северо-Запада требует обновления. А это 800 машин средней стоимостью по 100 тыс. долларов каждая. 

Лизинг — не единственная проблема автоперевозчиков, связанная с ростом курсов валют. А.Дацюк напомнил, что с 1 июля текущего года заканчивается переходный период по отмене федерального постановления, которое позволяло не платить таможенные пошлины при закупке за границей грузовиков, предназначенных для международных перевозок. 

Это означает, что владельцам порядка 400 машин на Северо-Западе, находящихся в режиме временного ввоза, летом придется уплатить пошлину. О том, что платить придется, перевозчики знали с 2010 года, когда правительство РФ приняло решение об отмене постановления, однако скачок курса сильно увеличил планируемые расходы. 

Одновременно с ростом расходов сокращается выручка международных переводчиков. По данным АСМАП, за 2014 год общее снижение международных грузоперевозок по СЗФО составило 12%, а за первые два месяца 2015 года снижение достигло 30%. Отчасти сказались санкции и эмбарго, отчасти — развитие портовой инфраструктуры на Северо-Западе. Грузы, которые ранее вывозились автомобилями из финских портов, сейчас идут морем до Усть-Луги.Увеличение грузопотока из стран таможенного союза не слишком помогает северо-западным перевозчикам. По словам замглавы Северо-Западного филиала АСМАП Константина Шаршакова, российские грузоперевозчики проигрывают в ценовой конкуренции белорусам и казахам, у которых НДС составляет 12-14%, тогда как в России - 18%. Правда, осталась возможность переориентироваться на обслуживание российских морских портов. «Наши перевозчики стали возить грузы из наших портов в Казахстан. Мы недавно встречались с руководством терминалов в Усть-Луге и договорились о сотрудничестве», - говорит К. Шаршаков. 

Ситуация, когда падает выручка, усугубляется тем, что сегодня северо-западные перевозчики получают выручку в рублях. "Между перевозчиками и владельцами груза стоят посредники — экспедиторы, которые получают от грузовладельцев оплату в валюте, а с перевозчиками рассчитываются рублями", - пояснил РБК Петербург гендиректор транспортной компания ОАО "ПОГА-10" Илья Яшин. Номинирование договоров между перевозчиком и экспедитором, по его словам, не спасает, поскольку экспедиторы оперативно меняют ставки по договорам в зависимости от курса. 

Правда, как отметил гендиректор аналитического агентства "Дорн" Андрей Карпов, многие перевозчики сами одновременно занимаются экспедиторским бизнесом, поэтому говорить о давлении экспедиторов на весь рынок нельзя. 

По сведениям И.Яшина, многопрофильные компании, для которых грузоперевозки — не единственное направление бизнеса, сегодня сокращают объем работы по этому направлению. 

Так поступает, например, "Совавто", которое занимается также перевозкой пассажиров и управляет собственным таможенным терминалом в Шушарах. Компании, которые не имеют альтернативы, работают в убыток и, по выражению бизнесмена, "влачат жалкое существование". 

По словам А. Дацюка, некоторые мелкие международные перевозчики уже прекратили свое существование. В перспективе, если объем импорта продолжит сжиматься (а Минэкономразвитие прогнозирует сокращение импорта на 20% в текущем году), эта тенденция продолжится. Кроме того, международные перевозчики, по прогнозу эксперта, будут переориентироваться на внутренние направления. 

Однако на внутреннем рынке перевозок конкуренция и так высока. По данным А. Дацюка, предложение на этом рынке превышает спрос. Возможно, именно поэтому на прошедшей накануне конференции АСМАП в Петербурге поднимался вопрос о необходимости лицензирования сертификации внутренних грузовых автоперевозок по аналогии с международными. Сам А.Дацюк отмечает, что лицензирование необходимо для повышения качества и безопасности перевозок, а также для "создания равных условий для всех участников рынка". 

ЮФО: российские перевозчики смогли увеличить долю рынка 

По итогам 2014 года объем рынка международных автомобильных грузоперевозок в ЮФО снизился на 6%. Российские перевозчики увеличили свою долю рынка до 39,8%. Донские компании из-за снижения объемов международных грузов и возросшей конкуренции так же как их коллеги на Северо-Западе переключаются на внутрироссийские направления. В среднем за год тарифы на международные автоперевозки выросли в рублях на 5–10%. 

По данным Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), в ЮФО за весь 2014 год было перевезено 2,17 млн тонн грузов (без учета казахстанского и белорусского направлений), что на 6% меньше, чем годом ранее. Российским перевозчикам удалось перевезти на 3,8% грузов больше, поэтому их доля рынка увеличилась до 39,8%. 

Так, по итогам прошлого года заметно сократились перевозки импортных грузов (на 13,2%), доля которых в общем объеме составила 64,3%, но объемы грузов на экспорт выросли — на 10,3%. 

Руководитель АСМАП в ЮФО Олег Татарченко пояснил, что заметно сократились объемы перевозок между ЮФО и его основным торговым партнером — Украиной — на 26%, 
Ираном — на 20%, Италией — на 7%. Но увеличились объемы перевозок с Нидерландами — на 65%, Грузией — на 41% и Азербайджаном — на 11%. 

— В основном из Нидерландов везут продукты питания, не попавшие под санкции, — говорит г-н Татарченко. — Из Грузии импортируют минеральные воды, напитки, овощи и зелень. В Азербайджан отправляют трубы для нефтегазовой промышленности. 
Олег Татарченко сообщил, что донским перевозчикам в 2014 году удалось перевезти больше грузов в международном направлении, но конкретных цифр к моменту верстки номера он предоставить не смог. 

Один из участников АСМАП батайская транспортная компания «Бэхтранс», по словам ее директора Марселя Бэхтольда, в 2014 году снизила объемы перевезенных грузов и постепенно стала переходить на внутрироссийские направления. 

— Сейчас мы продолжаем возить грузы в Германию, Францию и Швейцарию, — говорит г-н Бэхтольд. — В эти страны везем металл, древесину, в обратном направлении — оборудование. Многие международные перевозчики из-за снижения объемов грузов переключаются на внутренний рынок, но на российском рынке объемы перевозок также упали. В связи с этим тарифы на внутренние грузоперевозки немного снизились. В то же время из-за роста курсов валют выросли в цене ГСМ, запчасти и грузовые автомобили. 

— Сейчас более 65% грузов, отправляемых в Россию из-за границы, перевозят иностранцы, — говорит один из участников рынка, попросивший об анонимности. — Транзитные страны — Польша, Белоруссия, Литва, пользуясь своим правом транзитера, постоянно перехватывают грузы. В этих странах государственная политика направлена на активное развитие сферы автоперевозок. Для сравнения: 
в России зарегистрировано 23–24 тыс. автомобилей, выполняющих международные рейсы, в Польше — 180 тыс. автомобилей, в Белоруссии — 18 тыс. автомобилей. 
По данным АСМАП, общее количество организаций в ЮФО, имеющих допуск к международным автоперевозкам, снизилось в 2014 году с 418 до 408. Общее количество транспортных средств, допущенных на международные рейсы, увеличилось с 6220 до 6786 автомобилей. 

По словам г-на Татарченко, за последний год тарифы на автоперевозки на экспорт выросли на 10%, на импорт — на 5%. По всей видимости, это стало возможным на фоне еще большего роста тарифов «РЖД». Так, с начала 2015 года «РЖД» повысили тариф на все грузоперевозки на 10%, а в январе подняли тарифы на перевозку любых экспортных грузов еще на 13,4%. 

Однако один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что в пересчете на евро тарифы автоперевозчиков на экспорт не изменились, а на импорт, напротив, упали на 40%. 

 

 

Источник:  ATI.su

Комментарии

 

Похожие новости

3 марта 2017 » 11:16
Беларусь может столкнуться с дефицитом кадров в сфере международных перевозок

В ближайшее время Беларусь может столкнуться с дефицитом квалифицированных водителей в сфере международных перевозок, что грозит стране потерями своих позиций на этом важном рынке.

28 февраля 2017 » 11:27
Реорганизация системы альянсов перевозчиков изменит расстановку сил на терминальном рынке

Сингапур выиграет больше других портов от реорганизации маршрутов линейных перевозок, связывающих Европу и Азию, в результате создания новой системы глобальных альянсов перевозчиков, сообщает Lloyd’s List со ссылкой на прогноз Alphaliner.

22 февраля 2017 » 14:52
Европейские ж/д не выдерживают конкуренцию с авто

Объем грузоперевозок по железным дорогам Германии по итогам 2016 года сократился на 1,6% и составил 361,3 млн. т.

27 января 2017 » 16:18
Продолжающийся кризис судоходной отрасли усиливает давление на немецкие банки

Правительства земель Гамбург и Шлезвиг-Гольштейн могут предоставить до 20 млрд евро гарантий банкам, нуждающимся в поддержке из-за большого объема кредитов, выданных контейнерным перевозчикам.

26 декабря 2016 » 20:39
Беларусь утвердила квоты разрешений для иностранных перевозчиков на 2017 год

Беларусь определила количество разрешений на проезд, с уплатой сбора, автотранспортных средств иностранных перевозчиков в 2017 году.