Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Рынки

Рост грузоперевозок из Евросоюза в Беларусь и Украину не компенсирует падения импорта в Россию

12 мая 2015 » 18:55
Рост грузоперевозок из Евросоюза в Беларусь и Украину не компенсирует падения импорта в Россию

В период январь-февраль 2015 года рынок грузоперевозок из Евросоюза в восточном направлении (страны СНГ) сократился примерно на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В физическом выражении сокращение перевозок в крупнейшие страны СНГ - Россию, Украину, Беларусь и Казахстан - составило порядка 1297 тыс. т грузов (-23%). Наибольшее сокращение произошло на правлении импорта в Российскую Федерацию (-1566 тыс. т; -40%).

Положительная динамика импорта в Украину и Республику Беларусь (+14% и +25% соответственно) не в состоянии были компенсировать в физическом выражении сокращения импорта в РФ. (Здесь и далее – по данным Eurostst, обработка данных – Департамент маркетинга ГК TELS.

 

Из стран Евросоюза в Российскую Федерацию за январь-февраль 2015 года на 4-х видах транспорта (авто, ж/д, авиа, море) было доставлено 2344 тыс. т грузов, что на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение грузоперевозок произошло на всех видах транспорта: динамика сокращения перевозок авто, ж/д и морем была примерно одинаковой – на 38-42%, авиаперевозки снизились на 21%. На авиатранспорте, как правило, перевозят значительно более дорогостоящие грузы, что отчасти объясняет, почему в стоимостном выражении импорт в РФ сократился только 33% (до 10779 млн евро).

1

 

 

Сокращение импорта в Российскую Федерацию из стран Евросоюза обусловлено рядом негативных факторов. Помимо основной причины – общей рецессии мировой экономики и сокращения спроса на рынке России, грузооборот снизили взаимные санкции.

Санкции Евросоюза против Российской Федерации в 2014 году очень существенно ограничили доступ российских банков к европейским капиталам, что в свою очередь сократило инвестиционный потенциал российской экономики, снизив спрос на импортные товары и оборудование. Вместе с этим было введено ограничение на поставк в Россию некоторых видов оборудования и технологий , что еще больше сократило потребительский потенциал российской промышленности.

Рост курса рубля по отношении к евро с конца 2014 года в сильной степени повлиял на импорт потребительских товаров – они стали значительно дороже для российского покупателя. Ответные санкции России, ограничивающие импорт продовольствия из ряда стран, начиная с IV квартала 2014 года также значительно сократили импортный грузопоток из некоторых стран ЕС.

 

Украина за рассматриваемый период импортировала из Евросоюза на 14% больше грузов – 1294 тыс. т. Ярко выраженным трендом на этом рынке международных перевозок было перераспределение грузопотока с автотранспорта на железную дорогу. Автомобильные грузоперевозки сократились на 17% (до 539 тыс. т), в это же время железнодорожные перевозки увеличились более чем 2 раза (до 663 тыс. т), обогнав по объемам перевозки автотранспортом.

 

2

 

 

 

Грузопоток из Евросоюза в Республику Беларусь в январе-феврале 2015 года также вырос на 25% (до 558 тыс. т). Основной объем грузоперевозок (около 87%) на данном направлении осуществлялся автомобильны трансопортом, здесь и произошло значительное увеличение грузоперевозок (+29%, до 486 тыс. т). Также можно отметить положительную динамику перевозок железнодорожным транспортом (+28%), хотя по физическим объемам это увеличение было незначительным (65 тыс. т).

 

3

 

 

 

Заметный рост импорта из Евросоюза в Республику Беларусь начался еще в ноябре 2014 года и продолжился вначале 2015 года. Увеличение грузопотока произошло за счет сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В значительной степени это объясняется тем, что Беларусь перенаправила на себя запрещенное к импорту в Россию продовольствие, с последующим реэкспортом в РФ после переработки. Хотя этот грузопоток сдерживался Россельхознадзором РФ, периодически «находящим» в ипортируемых из Беларуси продуктах питания запрещенные вещества.

 

Объемы грузоперевозок из ЕС в Казахстан выглядят весьма незначительными на фоне объемов вышеперечисленных стран – 91 тыс. т в январе-феврале 2015 года (-4%). При этом, на 20% увеличились объемы перевозок на автомобильном транспорте (до 84 тыс. т). Грузоперевозки остальными видами транспорта значительно сократились.

 

4

 

 

 

В разрезе товарных групп больше всего сократились в физическом выражении поставки из Евросоюза в СНГ продукции машиностроения, оборудования и промышленных товаров, а также сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. При этом отмечается высокий рост перевозок твердого минерального топлива (+188 тыс. т) - почти весь этот объем был доставлен из Польши.

 

5

 

Если рассмотреть рынок грузоперевозок ЕС-СНГ в разрезе стран Евросоюза, сокращение импорта в январе-феврале 2015 года прозошло из 24 стран. В физическом выражении наибольшее сокращение импорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было из:

 

 

  • Германии (-235 тыс. т; -28%),
  • Финляндии (-110 тыс. т; -30%),
  • Нидерландов (-106 тыс. т; -34%),
  • Эстонии (-103 тыс. т; -67%),
  • Румынии (-102 тыс.; -46%),
  • Бельгии (-95 тыс. т; -39%),
  • Швеции (-83 тыс. т; -51%),
  • Испании (-79 тыс. т; -40%),
  • Италии (-76 тыс. т; -31%),
  • Великобритании (-70 тыс. т; -50%).

 

Увеличились поставки в СНГ из:

 

  • Словакии (+68 тыс. т; +65%) – за счет строительных материалов;
  • Литвы (+45 тыс. т; +10%) – за счет сельскохозяйственной продукции;
  • Болгарии (14 тыс. т; +28%) – за счет металлической руды и химической продукции;
  • Хорватии (+12 тыс. т; +280%) – за счет продуктов питания.

 


Можно также отметить феноменальную способность Польши в восстановлении своего экспортного потенциала в восточном направлении. Несмотря на санкции со стороны РФ, в сильной степени ограничившие поток сельскохозяйственной продукции в Российскую Федерацию, общий грузопоток из Польши в рассматриваемые страны СНГ сократился всего на 1%. По итогам января-февраля 2015 года Польша – бесспорный лидер в рейтинге экспортеров в страны СНГ по объемам грузоперевозок.

Объемы импортных грузоперевозок в Россию, Украину, Беларусь и Казахстан из стран Евросоюза в январе-феврале 2015 г.

 

6

 

Прогнозы по дальнейшему развитию логистического рынка Евросоюз-СНГ скорее пессимистичные – экономики стран СНГ сегодня не на растущем трэнде. Несколько оживить торговлю на данном направлении может отмена взаимных санкций Евросоюза и России, однако явных признаков того, что в ближайшее время это будет сделано, не наблюдается.

В части потребления продовольствия Россия частично переориентировалась на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также увеличила закупки внутри России и стран СНГ. Новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев провозгласил курс на ускоренное импортозамещение продовольствия, готовится запрет на госзакупки ряда импортных продуктов, при этом страны-партнеры по ЕАЭС приравниваются к отечественным производителям. Все это говорит о том, что в сегменте перевозок продуктов питания рынок вряд ли уже вернется к ситуации середины 2014 года, грузопотоки здесь уже изменились и будут меняться дальше. Регионом импорта продовольствия из ЕС (для дальнейшего реэкспорта в Россию после переработки) становится Республик Беларусь.

Размораживание отношений между Россией и Евросоюзом (отмена санкций) несколько увеличит импорт в Россию оборудования. Поставки потребительских товаров, автотранспорта, вероятнее всего, будут и дальше сокращаться в силу снижения покупательской способности населения.

 

Источник: Материал подготовлен Департаментом маркетинга ГК TELS

Комментарии

 

Похожие новости

13 апреля 2017 » 10:29
Грузоотправители будут обязаны декларировать вес груза при автоперевозках по ЕС с 7 мая

В Европейском союзе вступит в силу с 7 мая новый закон, который обязывает грузоотправителей декларировать вес груза при перевозке автомобильным транспортом по территории Европы, сообщает ТАСС.

21 февраля 2017 » 20:41
PONY EXPRESS расширяется в СНГ

PONY EXPRESS планирует за 5 лет нарастить свою долю в экспресс-доставке с 7 до 20% в Киргизии. Оператор работает здесь с 2014 года.

20 февраля 2017 » 20:28
Китайский экспорт в США и ЕС начал год с роста

Рост объемов контейнерных перевозок между Азией и Европой и США продолжился в январе.

13 февраля 2017 » 21:41
Coscocs создаст инвестиционный фонд для развития терминального бизнеса

Китайская судоходная корпорация Cosco Shipping Corporation (Coscocs) заключила соглашение о стратегическом сотрудничестве с китайской инвестиционной корпорацией Greeland Holding Group.

1 февраля 2017 » 21:53
Прибыль UPS в 2016 году сократилась на треть

Чистая прибыль UPS по итогам 2016 года снизилась на треть, несмотря на рост выручки, сообщается в отчете компании. Чистый убыток в четвертом квартале составил 239 млн долларов США.