Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Технологии

Грядет новая эпоха в управлении и поддержки бизнес-процессов в логистике

15 мая 2014 » 10:18
Грядет новая эпоха в управлении и поддержки бизнес-процессов в логистике

Рост конкуренции в сфере среднего и малого бизнеса заставляет компании все чаще задумываться о применении доступных современных ИТ-решений для оптимизации бизнес-процессов и повышения собственной конкурентоспособности.

Рост конкуренции в сфере среднего и малого бизнеса заставляет компании все чаще задумываться о применении доступных современных ИТ-решений для оптимизации бизнес-процессов и повышения собственной конкурентоспособности. В последние годы эта тенденция заставила разработчиков софта пересмотреть привычный подход в реализации продуктов, и войти в новую эпоху поддержки бизнес-процессов компаний с применением доступных мобильных технологий.
 
Не многие вспомнят, что в 1968 году на Западе вышла в прокат кинолента «Космическая одиссея 2001», режиссером которого был Стэнли Кубрик, получившая множество восторженных откликов от поклонников этого жанра. Примечательно, но уже тогда в фильме был иллюстрирован некий планшет - Newspad, используемый для чтения статей, новостей и прочего в средствах массовой информации. Можно сказать, что уже в то время идея мобильных технологий существовала.
 
Однако, именно сегодня, когда мобильные устройства приближаются по своей мощности к настольным компьютерам, а их дисплеи по разрешению и цветопередаче возможно сравнить с хорошим монитором или телевизором, тренд мобильности и визуализации стал совершенно очевидным.
 
Мобильные устройства, которые мы используем в повседневной жизни, зачастую значительно превосходят по функциональности большинство специализированных промышленных устройств, где защищенность и надежность всегда ставились во главу угла.
 
С появлением же линеек бытовых устройств, имеющих защиту от влаги, пыли, и работающих даже под водой, у большинства технических специалистов все чаще стал возникать вопрос: отражают ли указанные критерии «надежности» реальные требования бизнеса? Возможно ли использовать массовый продукт, например, в оперативной логистике, где повсеместно используются промышленные радиотерминалы сбора данных (ТСД)?
 
Развитие технологий
Рынок программных продуктов в сфере логистики в России зародился более 10 лет назад, в 1998-99 годах, что для сегмента высоких технологий - весьма значимая величина. У российских разработчиков при этом была уникальная возможность ознакомиться с плюсами и минусами зарубежных решений, которые прошли длинный путь в несколько десятков лет. Именно поэтому, сегодня в среднестатистическом тендере на поставку программных решений могут успешно составлять конкуренцию друг-другу дорогостоящие западные, европейские продукты, и недорогие, но не менее качественные российские системы.
 
Сегодня можно выделить целый ряд категорий программных продуктов – это учетные и системы управления, которые предлагают оптимизировать работу сотрудников склада, складской документооборот или складскую деятельность в целом.
 
В этот ряд входят полноценные WMS (от англ. Warehouse Management System — система управления складом), модули крупных ERP-продуктов, системы заявляемого «коробочного» уровня c преднастроенными возможностями, которые ряд поставщиков позиционирует в качестве адаптируемых WMS, вне зависимости от заложенного функционала, а также ряд облачных сервисов с ограниченным набором технических и технологических возможностей.
 
Кроме того, к классу WMS стали относить даже отдельные приложения для радиотерминалов, которые попросту позволяют использовать адресное хранение и автоматическую идентификацию грузов.
 
В этой связи  различия между учетными и системами управления для конечного потребителя стали предельно непонятны.
 
К тому же разработчики редко контактируют друг с другом, и не прилагают никаких усилий по формированию отраслевых стандартов.
 
Подобным непониманием также нередко пользуются и поставщики зарубежных программных решений, называющих малоизвестные системы на своей родине «лидером рынка», пытаясь продать технологии двадцатилетней давности по завышенной цене.
 
В подобной суматохе конечный пользователь совершенно теряет ориентацию, и подчас выбор системы управления складом превращается в многомесячное занятие с привлечением большого количества внешних экспертов и консультантов, которое может стоить компании гораздо дороже, чем стандартный проект внедрения.
 
По факту, все достаточно просто. Имеющиеся на рынке продукты можно поделить по классам и функциональным возможностям.
 
С точки зрения общей классификации, существуют системы учета и системы управления.
 
Если первые позволяют только фиксировать операции, и требуют обязательного ознакомления персонала с регламентом рабочего процесса, то вторые (системы управления) самостоятельно дают указания сотрудникам на уровне элементарных операций: в какую зону склада подойти, что и в каком количестве взять, куда положить.
 
Иными словами, реальная WMS должна обеспечивать автоматизацию и контроль всех складских процессов в сквозном режиме, включая работу персонала, техники и специализированного складского оборудования.
 
Основное же предназначение классической складской учетной системы заключается в ведении автоматизированного учета движения товарно-материальных ценностей. Базовый функционал таких систем предусматривает поддержку процессов приемки, отпуска товара, инвентаризацию остатков и формирование отчетов о товародвижении.
 
Функционал некоторых учетных систем можно расширять, но, в любом случае, они не смогут обеспечить управление технологическими процессами на складе, осуществлять их адаптацию и оптимизацию, в зависимости от стоящих перед складским комплексом задач, а также планировать и выдавать задания исполнителям. Связано это с тем, что основное назначение таких решений - учет, а не управление.
 
Различия здесь заключаются не только в наличии или отсутствии конкретных функций, а еще и в технологической составляющей платформы, позволяющей обеспечить управление одновременной работой нескольких сотен сотрудников без задержек на обработку данных.
 
wms_tab
 
Так как функциональная «пропасть» между учетными системами и WMS довольно большая, возникает рациональный вопрос о наличии промежуточного класса программных решений, который позволит не просто фиксировать операции или управлять каждым шагом сотрудника, но и предоставить возможность снабжения сотрудников полезной информацией для принятия решения из нескольких возможных вариантов.
 
Такой подход является наиболее оптимальным для складских комплексов, где работает небольшое число сотрудников, за каждым из которых закреплена конкретная область ответственности. При этом, каждый сотрудник может выполнять самые разнообразные функции, будучи и приемщиком, и комплектовщиком, и контролером, и оператором подъемно-транспортного оборудования.
 
Кроме того, реализация подобной системы в доступном ценовом сегменте для малого и среднего бизнеса уже никоим образом не складывается с привязкой к дорогостоящим радиотерминалам, на экране которого, к тому же, вряд ли получится представить большой объем разнообразной информации.
 
Классические для многих терминалов сбора данных разрешение, составляющее порядка 320x320 пикселей, и трехдюймовый экран не позволяют реализовать полноценное и комфортное рабочее место. Таким образом, реализация программных решений нового класса идеально совпадает с текущим состоянием рынка мобильных устройств массового использования, имеющих большое количество разнообразных аксессуаров, и позволяющих предоставить сотруднику удобный для работы пользовательский интерфейс.
 
Первое подобное решение было анонсировано в прошлом году как система BIGLit класса WAS (англ. Warehouse Assistance System) российской компанией Klevers, входящей в группу компаний LogistiX, отечественного системного интегратора в сфере логистики. Класс систем WAS как раз и представил собой промежуточное звено между привычными WMS и учетными решениями, где программный продукт не указывает, а помогает сотруднику, снабжая его необходимыми данными в удобной форме.
 
Пилотный проект
Пилотным проектом по запуску нового программного решения BIGLit WAS с использованием мобильных технологий стал складской комплекс группы компаний «Рогнеда» в Московской области. Система внедрена на складе общей площадью 3 000 кв. м., обрабатывающем 1 200 активных номенклатурных позиций. При этом, работа ведется не только с фиксированными упаковками, но и весовыми грузами, присутствуют разные классы опасности, серийный и партионный учет.
 
Развертывание инфраструктуры системы класса WAS представляло собой инсталяцию программного обеспечения в виде службы со встроенной СУБД (системой управления базами данных) на сервер, которым по большому счету может выступить стационарный компьютер или ноутбук (минимальные требования: CPU (64-разрядный, 2 ядра); тактовая частота: 1,5 ГГц; RAM: 2 Гб; 2 Гб HDD; Microsoft Windows 7 / 8 / 8.1), что в случае внедрения привычных систем класса WMS попросту невозможно, в силу значительно больших системных требований.
 
В качестве рабочих инструментов сотрудников склада было принято решение использовать планшетные компьютеры. Для связи «планшетов» с сервером, использовалась уже развернутая на складе сеть Wi-Fi. Для поддержки технологий штрихового кодирования применены портативные сканеры, подключенные к «планшетам» по интерфейсу Bluetooth. Связь BIGLit WAS c основной учетной системой предприятия установили при помощи web-служб. Защиту планшетных компьютеров реализовали с использованием специализированных чехлов, приобретенных в одном из интернет-магазинов.
 
Если говорить о стоимости, то внедрение BIGLit WAS обошлось примерно в 10 раз дешевле, чем внедрение среднестатистической WMS.
 
При этом, применение мобильных устройств в качестве рабочего инструмента позволяет обеспечить работу с системой BIGLit при помощи мобильной передачи данных посредством LTE или 3G соединения в случае, если возникают проблемы c Wi-Fi сетью. Отметим, что у подавляющего большинства радио-терминалов сбора данных нет обязательного 3G/LTE модуля, а у большинства планшетов и смартфонов он имеется.
 
Сотрудники склада самостоятельно принимают решение, какую задачу взять в работу и каким инструментарием воспользоваться для ее решения, исходя из представленной системной информации. С одной стороны, таким образом удалось избежать чрезмерного усложнения алгоритмов и настроек, свойственных WMS-системам, а с другой стороны, в определенной степени сохранилась возможность работы сотрудников по уже привычной технологии работы без инструментов автоматизации.
 
На сегодняшний день WAS поддерживает автоматизацию основных складских операций (приемка, размещение, перемещение, работа с заказами, набор и отгрузка, пересчет), хранение актуальных данных о складских остатках, информирование пользователя о возможных вариантах текущих действий при совершении операций по обработке грузов на складе с учетом тех или иных правил, ограничений или критериев, а также получения ряда отчетной информации и печати документов. Также система позволяет поддерживать партионный, серийный учеты и другие параметры, включая даты производства и сроки годности продукции, классы опасности и категории качества грузов.
 
Ориентиры
По большому счету, конечные пользователи систем класса WAS могут уже сейчас определить, где возможно использовать такие системы. Это склады интернет-магазинов, региональные складские комплексы, удаленные площадки и другие варианты, где хочется навести порядок, но нет желания или финансовых возможностей инвестировать в этот самый «порядок» серьезные средства.
 
Однако, многие пользователи WMS уже высказывают пожелание иметь на некоторых рабочих местах именно планшеты и смартфоны, так как на большинстве складов класса «A» условия эксплуатации довольно щадящие для этого оборудования, а возможности и эргономика не идут ни в какое сравнение с типовыми промышленными устройствами.
 
Несмотря на то, что система BIGLit WAS способна поддерживать стандартные процессы, свойственные многим складам, необходимо все же понимать, что она ориентирована на склады малой и средней интенсивности с базовыми процедурами грузопереработки. Если речь идет о высокоинтенсивных складских комплексах, где необходима поддержка уникальных бизнес-процессов с учетом специфики деятельности предприятия, с большим количеством сотрудников, эффективные коммуникации между которыми не налажены, то в этой ситуации лучше задуматься о применении профессиональных WMS решений. Такие системы управления позволят адаптировать их функционал под индивидуальные процессы, и к тому же исключить возможные сложности при коммуникациях большого количества персонала между собой за счет развитого функционала автоматической диспетчеризации.
 
Выводы
По заявлениям экспертов, подобные доступные системы перспективны в логистике. Несмотря на то, что на рынке первое такое решение появилось сравнительно недавно, оно уже востребовано бизнесом.
 
«Такие решения обладают широким спектром применения для логистических компаний, и, действительно, разрабатываются по самым современным стандартам. И, конечно, нам как вендору, который оперирует с большим количеством компаний, предлагающих инновационные решения, в том числе, и мобильные, очень приятно видеть, что партнеры в России разрабатывают решения высокого мирового уровня», - отмечает Ирина Ратина, директор департамента «Транспорт, Ритейл и Дистрибуция» в России компании Samsung Electronics.
 
Спрос рождает предложение. Очевидно, что небольшие компании также стремятся оптимизировать бизнес-процессы как и крупнейшие предприятия в различных отраслях, что является значительным стимулом для разработки инновационных решений. Вопрос лишь в доступности программных продуктов в сочетании с их функциональными возможностями. И если говорить о небольших компаниях, то мобильные технологии в тесной интеграции с современными ИТ-решениями на сегодняшний имеют большой потенциал.
 
 
Анатолий Кизуб
 

Комментарии

Похожие новости

25 ноября 2016 » 14:44
7 транспортных средств будущего и ваши вероятные попутчики

В ближайшие годы появятся более быстрые и экологически чистые средства передвижения. Но какими бы потрясающими бы ни были характеристики этого вида транспорта, вам все равно придется соперничать с соседом по креслу за подлокотник.

16 октября 2016 » 03:39
Представлен еще один новый вид транспорта

В Техасе (США) был представлен еще один новый вид транспорта - Freight Shuttle System. Уже сегодня порты США, а также экологические организации, возлагают на него большие надежды.

16 октября 2016 » 03:39
Представлен еще один новый вид транспорта

В Техасе (США) был представлен еще один новый вид транспорта - Freight Shuttle System. Уже сегодня порты США, а также экологические организации, возлагают на него большие надежды.

16 октября 2016 » 03:25
На рынке грузовых авиаперевозок растет доля ближневосточных и китайских авиакомпаний

Ближневосточные (Ethihad, Emitares, Qatar Airways) и китайские авиакомпании (AirChina, Cathay Pacific) теснят европейских перевозчиков за счет расширения воздушного флота и внедрения инновационных технологий.

6 октября 2016 » 15:17
LOGISTIX продемонстрировала сразу две инновационные технологии: виртуальный склад и биотелеметрия

Группа компаний LOGISTIX, ведущий системный интегратор в сфере логистики в России, приняла участие в 7-й международной выставке CeMAT 2016, посвященной складской технике и системам автоматизации.