Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Рынки

Комитет автодорог: О проекте «Западная Европа-Западный Китай»

10 сентября 2013 » 06:10
Комитет автодорог: О проекте «Западная Европа-Западный Китай»

Накануне завершился Международный автопробег «Западная Европа-Западный Китай», в котором приняли участие более 50 делегатов из стран Таможенного союза с целью выявить проблемы, существующие на международных трассах, а также привлечь внимание правительств к реализации Международного транзитного коридора.

Накануне завершился Международный автопробег «Западная Европа-Западный Китай», в котором приняли участие более 50 делегатов из стран Таможенного союза с целью выявить проблемы, существующие на международных трассах, а также привлечь внимание правительств к реализации Международного транзитного коридора.

Корреспондент BNews.kz побеседовал с заместителем председателя Комитета автомобильных дорог МТК РК Сатжаном Аблалиевым о текущем положении, как международных магистралей, так и республиканских дорог.

– Расскажите о внедрении платной системы на участке транзитного коридора «Западная Европа-Западный Китай», проходящего через нашу республику.

– Как вы знаете, протяженность коридора 2787 км, из них мы реконструируем 2452 км. Остальные участки были реконструированы до 2009 года в рамках различных проектов. Более половины реконструируемой дороги является дорогой первой категории с четырехполосным движением.

С мая мы внедрили в Казахстане платную систему на дороге «Астана-Щучинск». Главная цель – обеспечить надлежащее содержание дорог. После завершения коридора «Западная Европа-Западный Китай» также встанет вопрос содержания данной дороги. Вложены огромные средства, если мы не будем содержать их на должном уровне, мы можем потерять данные дороги.

У нас выделяются огромные средства на развитие дорог, на содержание же выделяется очень мало средств. Ежегодно на всю республиканскую сеть направляется около 7 млрд тенге, что не составляет даже 30% от общей потребности. Последние годы мы строим дороги 1 и 2 технических категорий, площадь дорог увеличивается, поскольку раньше были только двухполосные шириной 7-8 метров, сейчас эти дороги с асфальтобетонным покрытием – 9 метров, четырехполосные – 18 метров. В связи с этим необходимо в разы увеличивать средства на содержание дороги. И на протяжении «Западной Европы – Западного Китая», в первую очередь, на участках 1 технической категории, начиная от Кызылорды до Туркестана, далее до Шымкента, Тараза, Алматы и Хоргоса дорога станет постепенно платной.

– Каков будет размер платы для автотранспорта?

– Мы не преследуем цель окупить вложенные инвестиции, нам необходимо обеспечить сбор средств на содержание дорог. Как показывает опыт внедрения платной системы на дороге «Астана-Щучинск», размер платы для легкового транспорта составляет 1 тенге на 1 километр, для грузовых – 20 тенге за 1 километр, такой же уровень платы будет сохраняться и на автомагистрали «Западная Европа-Западный Китай».

– Вся ли магистраль будет покрыта цементобетонным покрытием, подобно автобану «Астана-Щучинск»?

– В 2006 году в начале строительства трассы «Астана-Щучинск» впервые на территории постсоветского пространства было принято решение о применении новой технологии при цементобетонном покрытии. Была проделана работа с немецкими специалистами для оценки возможности внедрения данного покрытия в Казахстане. На сегодня мы видим, что мы не зря реализовали данное покрытие, преимуществом которого является большой межремонтный срок. Хотя первые вложения на цементобетонное покрытие больше, чем асфальтобетонное на 25%, иногда до 30%, мы ожидаем, что экономия от содержания дорог будет превышать затраты.

В проекте «Западная Европа-Западный Китай», начиная от границы с Китаем до города Алматы (участок «Алматы-Хоргос») дорога будет полностью цементобетонной. Также, начиная от границы Алматинской области через Тараз, Шымкент и до Туркестана дорога будет покрыта цементобетоном.

– Сколько на сегодня составляет стоимость километра дороги в Казахстане?

– В целом, стоимость проекта составляет 825 млрд тенге – это данные на 2008 год. На последних участках дорог 2013-2015 годов «Алматы-Хоргос», участка «Ташкент-Шымкент» стоимость составляет около 600 млн тенге за 1 километр с цементобетонным покрытием. К примеру, строительство четырехполосной магистрали в районе города Казань, по словам строителей, на протяжении 40 км потрачено около 9 млрд рублей (около 45 млрд тенге, 1,1 млрд тенге – 1 км), при том, что выполнены работы только по отсыпке земляного полотна, коммуникациям и некоторым искусственным сооружениям. Если сравнить стоимость строительства дорог, то в Российской Федерации стоимость 1 км дороги получается в 2-2,5 раза дороже, чем в Казахстане.

Единичная расценка на разные виды работ в Казахстане выходит дешевле. Например, если в Казахстане стоимость грунтовых работ за один куб. м составляет до 500-600 тг, в России – около 1200 тг.

– Связано ли это с недостатком стройматериалов?

– Не думаю, что это недостаток материалов. В ходе посещения различных строительных объектов мы увидели, что они строят из материалов из своих резервов.

– Как Казахстан планирует рассчитываться с многочисленными займами у международных финансовых институтов?

– Да, большую часть финансирования проекта «Западная Европа-Западный Китай» составляют займы. Здесь задействовано 5 международных финансовых институтов. Самый большой займ предоставляет Международный институт реконструкции и развития, далее Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Японское агентство международного сотрудничества.

Уполномоченным органом в сфере заимствования финансов является Министерство финансов. Но можно отметить, что данные финансовые институты предоставляют средства на льготных условиях. Их процентные ставки не превышают 1,5% годовых. При этом даются льготные периоды во время строительства. Срок погашения составляет до 25 лет.

Плюсы заимствования у международных финансовых институтов – дешевые кредиты, внедрение новых технологий, получение опыта местными компаниями, обучение местного персонала.

В проекте «Западная Европа-Западный Китай» задействован ряд международных компаний, в том числе с мировым именем.

Посмотрев статистику можно увидеть, что если в проекте задействовано более 35 тыс человек, из них работают до 600 иностранных граждан, остальные – местные специалисты.

Все проекты, финансируемые международными финансовыми институтами, реализуются по их правилам, используются типовые договора, разработанные Международной ассоциацией инженеров-консультантов. Данный вид договора является самым передовым в мире. С данными договорами комфортно реализовывать проекты, четко определены ответственность подрядчика, контролирующей компании, консультантов по надзору за строительством.

– Когда окупится строительство данного транзитного коридора?

– До начала любого проекта, как и этого, разрабатывается технико-экономическое обоснование. В рамках него проведены все экономические расчеты. Согласно ТЭО вложенные средства окупятся в течение 8 лет.

– Что касается придорожной инфраструктуры, занимается ли ведомство разработкой каких-либо программ по ее развитию, предусматривающей обязанности частного сектора?

– До сегодняшнего дня основной целью было строительство и улучшение качества наших коридоров, мы обращали много внимания на состояние дорог, хотели, чтобы по нашим дорогам транспортные средства передвигались с максимальной скоростью, по возможности сократили время нахождения в пути. Теперь мы видим необходимость создания и развития нормальных условий придорожного сервиса участников движения.

В этой связи нами были разработаны типовые проекты придорожного сервиса совместно с Комитетом индустрии и туризма (МИНТ РК), Комитетом по делам строительства (МРР РК). Мы рассматриваем возможность нормативно или законодательно обязать частный сектор соблюдать типовые или минимальные требования к придорожному сервису. Данные меры предусматриваются в разрабатываемой программе по развитию транспортной инфраструктуры до 2020 года (Государственная программа развития транспортной инфраструктуры до 2020 года). На сегодня она находится на рассмотрении в правительстве.

Для развития придорожного сервиса там определен целый раздел. До утверждения данной программы мы будем рассматривать возможность законодательно-нормативно закрепить данные требования в Казахстане.

Сегодняшние действующие нормативы и правила несут рекомендательный характер, и мы, как уполномоченный орган в сфере автомобильных дорог, не можем обязать какого-то частного предпринимателя иметь какие-то отдельные элементы придорожного сервиса. Теперь будем перенимать опыт соседних государств.

– То есть, возможно, будет создан новый закон?

– Я думаю, это возможно.

– Когда начнется реализация данной программы?

– Она затрагивает 2014-2020 годы. Значит, мы до начала 2014 года должны утвердить данную программу.

– Таким образом, она затронет всю автодорожную сеть республики?

– Да, если мы будем предусматривать правила, конечно, мы учтем разницу в требованиях для международных дорог, обычных республиканских дорог, местных дорог. Будут какие-то уровни по набору объектов.

– За время автопробега мы проехали по дорогам Беларуси, России, Казахстана. Что вы можете сказать о качестве трасс?

– Еще со времен Союза говорили, что состояние дорог в Беларуси всегда считалось самым хорошим. Тот промежуток автопробега, проходящий между Брестом и Москвой, опять же доказывает, что состояние и содержание дорог в Республике Беларусь заслуживает уважения. При том, что они были построены более 10 лет тому назад. Мы видим, они обновляют покрытие, где-то были закрытые участки, ведутся ремонтные работы. В целом, состояние дорог, состояние придорожного сервиса отличное.

Конечно, секрета создания таких хороших дорог особо нет. Если будет достаточное финансирование на содержание дорог, я думаю, и наши дорожники способны обеспечить их на таком уровне. Но здесь надо понимать, что Беларусь - маленькая страна, плотность населения больше. Наши дорожно-эксплуатационные пункты вынуждены работать где-то в степи по 200-300 км от организаций.

На сегодня также чувствуется нехватка техники на содержание дорог. Это следствие нехватки финансирования. На протяжении многих лет содержанием дорог у нас занималось Республиканское государственное предприятие «Казахавтодор». Они при таком финансировании не способны обновлять свой парк техники. Иногда по разным поручениям ежегодно пытаемся обновить парк за счет государственного бюджета.

В целях решения этой проблемы мы как раз и вводим плату за проезд на дорогах. Как известно с 1 сентября будет функционировать «Национальная компания «Казавтожол», специально созданная для осуществления функций по содержанию дорог.

– Какие параметры будут иметь казахстанские автотрассы, входящие в транзитный коридор?

– Автодорогой 1 технической категории с четырехполосным движением будут магистрали «Алматы-Хоргос», «Тараз-Шымкент», «Туркестан-Кызылорда». От Кызылорды до Актюбинска дорога будет двухполосной. Интенсивность по участкам будет варьироваться от 8-20 тыс автомобилей в сутки.



О планах

– Что касается остальных дорог республики, что обозначено в планах ведомства по обновлению республиканской автодорожной сети?

– На расширенном заседании правительства 23 января Главой государства дано поручение развивать коридоры в трех направлениях. Центр-Юг: «Астана-Караганда-Балхаш-Капшагай-Алматы». Центр-Восток: «Астана-Павлодар-Семипалатинск-Калбатау-Усть-Каменогорск»; Центр-Запад: «Астана-Аркалык-Торгай-Шалкар-Бейнеу-Актау».

– Какие работы по реализации данных направлений проводятся на сегодня?

– В текущем году были выделены средства на реализацию проекта Центр-Юг и Центр-Восток. По проекту Центр-Юг начаты строительные работы на участке «Астана-Темиртау». До конца года подрядные организации будут определены на всем этом направлении.

Также по этому коридору строительные работы ведутся на участке «Астана-Капшагай». На сегодня из 5 участков на двух определены подрядные компании и начаты строительные работы. До конца года строительные работы будут начаты на всем протяжении.

На участке «Караганда-Балхаш» в текущем году начнется разработка проектно-сметной документации. Надо отметить, что коридор Центр-Юг полностью будет 1 технической категории с четырехполосным движением.

По направлению Центр-Восток строительные работы ведутся на участке «Семей-Калбатау». В текущем году начаты работы на участке «Астана-Павлодар». На сегодняшний день на двух участках в районе Павлодара ведется строительство дороги в обход Павлодара , а также строительство нового мостового перехода через Иртыш в районе города Аксу. По остальным 10 участкам разрабатывается проектно-сметная документация. В текущем году будет определен подрядчик на участке при выходе из города Астаны на протяжении 22 км. На остальных участках проектно-сметная документация будет готова в мае 2014 года. Уже в июне-июле следующего года на всем протяжении «Астана-Павлодар» будут идти строительные работы.

По Центру-Западу у нас ведутся строительные работы на участке «Бейнеу-Актау» за счет средств Азиатского банка реконструкции и развития и республиканского бюджета.

– Какие сроки определены для строительства данных магистралей?

– Реализация строительства магистралей по направлениям Центр-Восток и Центр-Юг будет проходить до 2019 года. По направлению же Центр-Запад строительство будет осуществляться до 2020.

В текущем году было выделено 10,5 млрд тенге на направление Центр-Восток, 15,7 млрд на направление Центр–Юг и 14,8 млрд на Центр-Запад.

Комментарии

Похожие новости

25 ноября 2016 » 14:44
7 транспортных средств будущего и ваши вероятные попутчики

В ближайшие годы появятся более быстрые и экологически чистые средства передвижения. Но какими бы потрясающими бы ни были характеристики этого вида транспорта, вам все равно придется соперничать с соседом по креслу за подлокотник.

22 ноября 2016 » 15:16
Что ждет посетителей на выставке «ТрансБалтика»?

30 ноября 2016 в КЦВ «ЭКСПОФОРУМ» откроется Международная выставка транспортно-логистических и таможенных услуг, технических средств и складских технологий «ТрансБалтика».

11 ноября 2016 » 14:52
Семинары и круглые столы для грузовладельцев на выставке «ТрансБалтика»

С 30 ноября по 2 декабря 2016 в Санкт-Петербурге в КВЦ «ЭКСПОФОРУМ» пройдёт Международная выставка транспортно-логистических и таможенных услуг, технических средств и складских технологий «ТрансБалтика».

1 ноября 2016 » 08:48
Новинка для транспортного сектора -TransExpress

TransExpress - бесплатное приложение предназначено для транспортного сектора, которое помогает быстро найти груз.

1 ноября 2016 » 08:48
Новинка для транспортного сектора -TransExpress

TransExpress - бесплатное приложение предназначено для транспортного сектора, которое помогает быстро найти груз.