Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Таможня и ВЭД

Коррупция в таможне или таможня в коррупции?

14 августа 2013 » 10:59
Коррупция в таможне или таможня в коррупции?

Коррупция, к сожалению, очень надежный и неизменный попутчик российского предпринимателя. А в некоторых сферах коррупция уже живет своей самостоятельной и независимой от системы жизнью , став неуправляемой.

Свободное и монолитное существование в таможенной системе коррупционных факторов, казалось бы, многое объясняет. Вот, к примеру, вроде бы абсолютно простые вопросы, ответы на которые лежат на поверхности, но почему-то на них никто не хочет отвечать. В-первую очередь, не желает отвечать сама таможня. Отчего у таможни такой иммунитет к переменам? Почему таможня так устойчива к любым попыткам что-то поменять в самой системе, в идеологии администрирования, в отношении к бизнесу?

Коррупция в таможне возникла не вчера, поэтому о какой-то возможной молниеносной и победоносной операции в борьбе с коррупцией пока даже и мечтать не приходится. Для ограничения коррупции в таможенных органах нужны годы. Правда, основным условием для этого мало иметь только желание изменений, нужно еще и что-то реально делать для ограничения этой самой коррупции. А если ничего не делать, как сейчас, то очень скоро коррупция будет управлять таможенной системой. И не только таможенной, но и всеми смежными отраслями и сферами международной торговли.



Национальная забава

 

Торговля никогда не была простым делом, а уж на Руси, а теперь и в России – подавно. Международная торговля так вообще один из самых экстремальных видов бизнеса. Исторически купцы, коммерсанты, торговцы где-то пытались и пытаются обойти таможню, где-то договориться, где-то подстроиться под таможню, а где-то и таможню подстроить под себя….

Таможня – это, в первую очередь, люди. Люди разные. Как и везде, есть совестливые и ответственные, а есть пришедшие «денег заработать». Есть таможенники, ратующие за дело, за таможню, за Россию, а есть ждущие только «благодарности от участника ВЭД». И не важно, за что…. И без этой самой «благодарности» голову не желающие поворачивать в сторону участника ВЭД. В общем, в основе всего стоят люди. И как все люди, подверженные соблазнам, слабостям, искушению.

Так почему же в современной таможне происходит такая очевидная нравственная ломка людей, почему происходящая профессиональная деформация ориентирована только и исключительно на личный доход? Почему так сложно и со скрипом развивается противодействие коррупции в таможенной сфере? Почему коррупция в таможенной сфере такая устойчивая и непоколебимая?

Сегодня таможенная служба находится в тех непростых условиях, когда совпали, совместились, слились факторы, сочетание которых и создает объективные условия существования коррупции в таможенных органах. И самостоятельно таможенная служба переломить ситуацию уже не может, особенно в вопросах устранения коррупционных факторов.

Устойчивое и независимое положение коррупции в таможне обеспечивает совместное существование и гармоничное сочетание следующих факторов:

 

1. «От меня зависит. Здесь всё от меня зависит…»

 

Коррупционный фактор: Дискреционная власть (власть человека, например, должностного лица таможенного органа, авт.) над распределением не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению.

Справка: Дискреционная власть – (от фр. discretionnaire – зависящий от личного усмотрения) – предоставление органу или должностному лицу полномочий действовать по собственному усмотрению в рамках закона. Особенно часто дискреционная власть осуществляется административными органами и судами, что означает на практике отказ от таких демократических принципов, как неприкосновенность личности, презумпция невиновности и т.п..

Любой человек из тех, кого жизнь осчастливила общением с таможенными органами, сталкивается с такими формулировками и понятиями, как: «решение таможенного органа…», «на усмотрение должностного лица…», «с разрешения таможенного органа…» и т.п.. По отдельности все, вроде бы, не так уж и страшно, но таких «решений», «разрешений», «усмотрений» очень уж много…..

И сам по себе данный фактор уже опасен для системы, но в совокупности с другими факторами, как, например, монополия административных функций, возникает такой убойный симбиоз, контролировать и управлять которым просто невозможно ни в пределах системы, ни со стороны…. И что может остановить чиновника от желания на этом заработать? Что может остановить чиновника от реализации желания использовать свою бескрайнюю власть в личных интересах? Страх? Даже китайский опыт по исполнению смертной казни коррупционеров в общественных местах не дает нужного результата….

Вот, к примеру, наделил законодатель должностное лицо правами решать, разрешать, принимать решение и т.п….. В результате из должностного лица, в меру его понимания действующего законодательства, (минус совесть и ответственность, плюс непреодолимое желание и открытая возможность что-то «заработать для себя»), получается гремучая смесь, пусть еще не мания величия, но состояние, близкое к «вершителю судеб»….

Как можно минимизировать влияние этого фактора? Стимулировать совесть? Поздно уже. Подавлять желание «поработать на себя»? Необходимо, но как показывает опыт, малоэффективно. Годами выстроенная и отточенная многоуровневая система монополии на принятие решения нейтрализует любые попытки реформировать систему.

Электронные технологии сегодня на таком уровне, что очень много вопросов с «решения должностного лица» уже давно пора перевести в «автоматическую регистрацию», «автоматический выпуск» и т.п. Согласен, никакая электроника, никакой компьютер не смогут заменить теплоту человеческих отношений, взгляда в глаза инспектора, а еще есть риск «восстания машин»….

Но, пока в таможенном законодательстве будет преобладать дискреционная власть, пока решения монопольно и лично будет принимать авторитарное должностное лицо, без электронных альтернатив, рассчитывать на снижение коррупционной нагрузки в таможенной сфере не стоит. Да и возможности общественного контроля не плохо было бы попробовать….

 

2. Даже монополия добра не к добру.

 

Коррупционный фактор: Монополизация административных функций.


Увы, но на этом факторе пока, собственно, и стоит, как на постаменте, таможенное администрирование. Мне сложно сказать, вина это таможни, беда ее, или просто выбор такой неудачный. Но схема – сам решил, сам разрешил, сам проконтролировал, сам оценил, сам расследовал, сам вынес решение – просто идеальная схема для «красивой жизни». А главное, никто не мешает, никто не влезает, никто не указывает. Возможно, не всегда этот фактор лежит в основе личного обогащения должностного лица, но уж точно создает идеальные условия для таких возможностей. Этот порочный круг необходимо разорвать, введя персональную ответственность должностного лица за принимаемые решения, начиная от простого соблюдения регламентов и инструкций и заканчивая сложным, например, объяснением и обоснованием, что же надеется инспектор выявить в ходе назначаемого им же таможенного досмотра, а затем, по результатам проведенного досмотра, – почему он это не нашел в ходе досмотра….


Кроме этого, необходимо максимальное внедрение и применение технологий (интернет, электронных) без участия или при минимальном участии человека. Взять то же электронное декларирование – вроде бы все просто, но опять же по решению должностного лица любая декларация, поданная в электронном виде, легким движением руки может быть переведена в бумажный вид без какой-либо ответственности за последствия для должностного лица, принимающего такое решение.


Или вот, к примеру, в российской таможне монополизирован весь процесс привлечения к административной ответственности – сам обнаружил, сам составил протокол, сам провел у себя экспертизу, сам провел расследование, сам признал виновным, сам назначил наказание…. А после отмены судом – опять же никаких последствий за весь незаконный процесс, причем на всех стадиях никто не несет никакой ответственности. Вернее, бюджет-то несет издержки, а вот должностные лица, принимавшие решения и назначавшие наказания, к ответственности никакого отношения не имеют.


Необходимо наличие в цепочке принятия решений должностных лиц таможенного органа контрольных точек – объективного (независимого от таможенного органа) контроля.

 

3. В русской государевой службе всего страшнее бескорыстные люди.

 

Коррупционный фактор: Неэффективная система контроля и подотчетности.

Это особый фактор, который не нуждается в особых пояснениях. Вполне возможно, что независимое друг от друга существование контроля и подотчетности – умышленно не устраняемая проблема. Очень удобно – контроль ведется одного, подотчётность совсем другого, а оценка деятельности проводится совсем по третьим основаниям. Уверен, если бы таможенный орган оценивался в первую очередь по качеству оказываемых государственных услуг (время, скорость, затраты и т.п.), а уже потом по выполнению всяких там планов, то такая оценка вынуждала бы таможенный орган выполнять свои функции качественно и своевременно, а самое важное – осуществлять постоянный и полный контроль исполнения…

Приведу небольшой пример, используя в качестве наглядного пособия Балтийскую таможню. Главная задача, которую ставит перед подчиненными начальник таможни – выполнение плана по перечислению средств в бюджет. Ради выполнения этой задачи, а, видимо, только по ней и отчитывается Балтийская таможня, её должностные лица ограничивают транзит. Вот это самое ограничение транзита они старательно и контролируют…. Вроде логика, пусть и не совсем нормальная, но есть: раз нет транзита, значит, товары будут оформляться на Балтийской таможне. Но даже извращенная логика не может объяснить, во имя чего так параноидально ведется контроль и прессинг «судильщиков»? В результате участник ВЭД вынужден уводить в другие таможни и регионы товаропотоки для оформления, из-за чего Балтийская таможня еще больше не выполняет план. Может быть, когда-нибудь в Балтийской таможне и наступит единство контроля и отчетности, а должностные лица таможни будут отчитываться за эффективный и объективный контроль, который они должны осуществлять, в рамках, предписанных законодательством….

Есть надежда, что когда-то критерии оценки деятельности таможенного органа будут корреспондироваться с фактической деятельностью таможенного органа, качеством и эффективностью осуществляемых таможенным органом всех видов и форм контроля, а не только в интересах одного плана сбора платежей….

 

4. А кто устережет самих-то сторожей?

 

Коррупционный фактор: Контроль над потоками товаров, дающий возможность таможенным органам оказывать существенное влияние на коммерческую деятельность компаний.

Здесь нужно сказать особое «спасибо» Балтийской таможне, ибо этот таможенный орган наглядно демонстрирует эксплуатацию данного фактора в своих, в основном, коррупционных интересах.

Все тут просто – либо оформляешь товар по ценам, установленным таможенным органом, либо не оформляешься вовсе. Либо ты послушный, и, что бы с тобой не творили в таможне, покорно терпишь, а осмелился судиться – опять не оформляешься…. Либо ты платишь за прием и выпуск декларации, либо снова не оформляешься.

Убытки, которые таможенный орган может причинить коммерческой фирме, при этом, не особо напрягаясь, жонглируя вполне законными формами и методами, могут оказаться достаточными для прекращения существования любой коммерческой фирмы.

Допускаю, что должностные лица Балтийской таможни не знают, даже могут не догадываться, как и на чем основаны деятельность и существование коммерческой фирмы. Рекомендовать же к прочтению Карла Маркса, уже, наверное, поздно. Ясно одно – пока не будет эффективно применяться персональная ответственность должностного лица за причинённые убытки, рассчитывать на улучшение ситуации не стоит.

 



5. Когда противодействия нет — равновесие невозможно.

 

Коррупционный фактор: Необходимость препятствовать ввозу в страну незаконных товаров и крупномасштабной контрабанде делает сотрудников таможни уязвимыми для организованной преступности.

Данный фактор не нуждается в особых пояснениях, ибо статистика и данные надзорных и правоохранительных органов наглядно демонстрируют эффективность и безотказность влияния данного коррупционного фактора в таможенной среде.

И, что интересно, так это то, что ничего, совсем ничего не делается для минимизации, сокращения, ликвидации условий и мотивов существования в таможенной среде коррупционных факторов. И, как это ни парадоксально, но к таможне вопросов не больше, чем к законодателю, чем к надзорным органам, чем к судам.

Или, может быть, ими уже секретно разработаны и внедряются:

- понятная правовая база, уменьшающая дискреционные полномочия таможни;

- усиление надзора и контроля;

- обеспечение прозрачности таможенных процедур, средства объективного контроля деятельности должностных лиц;

- концепция профессиональной элитарности;

- программа карьерного роста;

- конкурентоспособная зарплата;

- наказание за коррупционное поведение, без права продолжения работы в таможенных органах?…

Я не слышал и не видел ничего подобного, зато активно идут: борьба за снижение минут при прохождении границы, разработка и внедрение показателей, которые вообще ничего не показывают… При этом производится еще много разной, совсем непонятной деятельности с целью что-то поменять, что-то улучшить, что-то изменить. Но на деле все это будет выглядеть, как Концепция переноса, как изменение координаторов платежных карт, как происходящие теперь изменения в обеспечении транзита.

 
tks

Комментарии

Похожие новости

23 ноября 2016 » 08:50
В 2017 году литовская таможня в отношении перевозчиков будет применять новые дисциплинарные санкции

Новый Кодекс административных нарушений (КоАН), который вступит в силу 1-го января 2017 года, внесёт ряд изменений в порядок работы пограничных служб.

23 ноября 2016 » 08:50
В 2017 году литовская таможня в отношении перевозчиков будет применять новые дисциплинарные санкции

Новый Кодекс административных нарушений (КоАН), который вступит в силу 1-го января 2017 года, внесёт ряд изменений в порядок работы пограничных служб.

4 ноября 2016 » 15:40
С 1 июля 2017 в Казахстане начнут действовать новые правила на таможне

В Казахстане с 1 июля 2017 года планируется внедрение принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами.

2 ноября 2016 » 08:54
Литва: О введении административной ответственности за несвоевременную подачу предварительной информации

По информации Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков LINAVA, с 1 января 2017 года вводятся новые требования в отношении предварительной информации, направляемой литовским таможенным органам.

14 сентября 2016 » 12:45
Эксперимент по автоматическому оформлению импорта начнется в белорусском пункте пропуска «Брузги»

Эксперимент по автоматическому оформлению импорта начнется в пункте пропуска "Брузги" в ближайшие полтора месяца. Об этом сообщил председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько сегодня во время пресс-тура в "Брузги".