Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Рынки

Лукашенко летит к Назарбаеву решать нерешаемые проблемы

19 августа 2013 » 17:34
Лукашенко летит к Назарбаеву решать нерешаемые проблемы

12 августа Министерство иностранных дел Казахстана подтвердило информацию, что в текущем году эту страну с официальным визитом должен посетить Александр Лукашенко.

У партнеров есть проблемы в сфере двустороннего взаимодействия, хватает их и в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). И далеко не факт, что эти сложности могут быть успешно преодолены. 

 


Читать полностью: http://news.tut.by/politics/362259.html

Внешне — почти идиллия 

В последнее время белорусский и казахстанский лидеры наносят друг другу визиты едва ли не ежегодно, при этом регулярно встречаясь также в рамках сонма структур, созданных на постсоветском пространстве. Кроме того, постоянно перемещаются между двумя столицами премьер-министры. В связи с такой частотой встреч на высоком уровне возникает естественный вопрос: как партнерам удается находить темы для обсуждения? 

В самом деле, в политической области — сплошная идиллия: никто никогда не слышал о каких-либо разногласиях. Напротив, то и дело подчеркивается полное совпадение позиций по всем международным вопросам. 

Например, по итогам прошлогоднего визита Нурсултана Назарбаева было подписано совместное заявление против международного контроля над ситуацией с правами человека. В документе говорилось, что "стороны будут оказывать взаимную поддержку на международных площадках по вопросам прав человека, совместно выступать против попыток использования правозащитной тематики в качестве механизма политического давления". 

На первый взгляд, точно так же благоприятно развиваются события и в экономике. 

Так, в прошлом году был наконец достигнут долгожданный миллиард долларов взаимного товарооборота, кстати, при солидном положительном сальдо (670 млн долларов) для Беларуси. Долгожданный — потому, что впервые был анонсирован белорусским вице-премьером Иваном Бамбизой с прицелом еще на 2007 год, а затем неоднократно обозначался в качестве некоего этапного рубежа самим Александром Лукашенко. 

Нефтяные потоки контролирует Россия 

Итак, намеченные результаты достигаются, пусть и с некоторой задержкой. А каковы дальнейшие перспективы? 

Официальные лица, как водится, излучают оптимизм. Например, по словам белорусского вице-премьера Михаила Русого, сопредседателя межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, к 2016 году товарооборот планируется увеличить до трех миллиардов долларов. 

А вот независимые белорусские эксперты видят ситуацию не в столь розовом цвете. Их анализ показывает, что с 2008 года наблюдается тенденция падения либо объемов, либо цены экспортируемой в Казахстан продукции белорусской промышленности. Поэтому аналитики полагают, что положительный эффект будет наблюдаться только в течение очень ограниченного времени. Рост же экспорта сельскохозяйственной продукции возможен лишь за счет демпинга и увеличения финансовой нагрузки внутри собственной страны. 

В целом это свидетельствует о туманных перспективах Беларуси на рынке Казахстана даже в условиях Таможенного союза и ЕЭП. 

Ситуацию могло бы стабилизировать развитие сотрудничества в области транзита и переработки нефти. На протяжении последних лет об этом было много разговоров, но в реальности сдвигов не наблюдается. 

Что касается транзита, то сейчас в Европу через Беларусь ежегодно транспортируется около 4 млн тонн казахстанской нефти. Гипотетически прокачку можно намного увеличить, однако сложность в том, что подобные потоки полностью контролирует Россия. И, несмотря на то, что в Таможенном союзе вроде бы должны быть обеспечены равный доступ к магистралям и равные тарифы, Астане для своего экспорта пришлось сделать стратегический выбор в пользу южных маршрутов. 

Обеим странам еще выгоднее было бы перерабатывать казахстанскую нефть в Беларуси и потом продавать продукты европейским потребителям. Но на пути этого проекта снова встает Кремль… 

Поэтому трудно не согласиться с экспертным мнением, что хотя в принципе нефть из Казахстана может прийти на белорусские НПЗ или пройти транзитом в Европу через территорию Беларуси, рассчитывать на большие ее объемы оснований практически нет. 

Рифы ЕЭП 

Судя по всему, не меньшее внимание во время переговоров придется уделить и ситуации в ЕЭП, которая тоже складывается далеко не лучшим образом. 

В частности, на днях российским банкам было настоятельно рекомендовано избегать "сомнительных" операций с Беларусью и Казахстаном, чтобы противодействовать оттоку средств из России через схемы фиктивного импорта. Эксперты опасаются, что это повредит и добросовестным сделкам. 

Но, главное, за первый квартал текущего года взаимный товарооборот стран ЕЭП упал на 15%, причем белорусский экспорт в Казахстан сократился на 17%, а импорт оттуда — на 34%. 

Причем уверенности в успешном разрешении возникших и назревающих проблем нет. 

Хотя Москва по-прежнему крайне заинтересована в скорейшем формировании Евразийского экономического союза, неясно, согласится ли она идти ради этого на значительные уступки партнерам в условиях происходящего сейчас в России серьезного замедления темпов экономического развития. А при отсутствии такого согласия даже совместными усилиями Минск и Астана вряд ли смогут добиться чего-либо существенного. 

Так что по большому счету эффективность предстоящего визита не выглядит несомненной. 

 

Источник: tut.by


Читать полностью: http://news.tut.by/politics/362259.html

Комментарии

Похожие новости

11 ноября 2016 » 09:03
В Казахстане планируют в разы увеличить пропуск контейнерных поездов через переход Алтынколь – Хоргос

В 2017 году «Казахстанские железные дороги» рассчитывают пропустить 1,6 тыс. контейнерных поездов через пограничный переход Алтынколь – Хоргос и, уже как само собой разумеющееся, обеспечить качество, безопасность, сохранность грузов и конкурентных тарифов на этом маршруте.

4 ноября 2016 » 15:40
С 1 июля 2017 в Казахстане начнут действовать новые правила на таможне

В Казахстане с 1 июля 2017 года планируется внедрение принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами.

3 ноября 2016 » 09:01
Беларусь: С 2017 года снижаются ставки госпошлины на выдачу разрешений на международные перевозки грузов

C 2017 года снижаются ставки государственной пошлины за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств по территориям иностранных государств и разрешений ЕКМТ без ограничений на проезд по территориям отдельных государств.

3 ноября 2016 » 08:29
К 2020 году Казахстан планирует подняться в «Рейтинге логистики» Всемирного банка с 77-го на 40 место

Казахстан намерен войти в ТОП-40 «Рейтинга логистики-2020», который Всемирный банк публикует раз в два года, измеряя эффективность соответствующих услуг по всей цепочке поставок.

2 ноября 2016 » 12:39
Казахстан удвоил транзитные контейнерные перевозки между Китаем и Европой

Росту транзита через Казахстан способствует организация морских перевозок на Каспии.