Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Транспорт

Не подмажешь – не поедешь

31 марта 2014 » 09:48
Не подмажешь – не поедешь

Практически весь «негабарит» предназначен для крупномасштабных проектов с участием государства. И практически все такие перевозки совершаются с нарушением закона.

Практически весь «негабарит» предназначен для крупномасштабных проектов с участием государства. И практически все такие перевозки совершаются с нарушением закона: чтобы доставить на место блок атомного реактора или оборудование для строящегося завода, компания-перевозчик вынуждена участвовать в коррупционных схемах. Об особенностях работы в этом сегменте рассказывает председатель Союза автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов (САКТОГ)  Наталья Тимофеева.
 
– Сколько компаний на Северо-Западе специализируются на перевозках «негабарита»?
 
– Всего в России около 100 компаний-перевозчиков, работающих с грузом свыше 100 тонн. Примерно половина из них – на Северо-Западе. Такое не очень равномерное распределение обусловлено тем, что в Петербурге находится порт.
 
– Как бы вы описали типичную компанию, работающую в этом сегменте?
 
– В основном это малый бизнес. Среднестатистический представитель нашего сегмента – это компания с пятью-семью машинами, 10-15 человеками в штате. Крупного бизнеса у нас нет.
 
- Кто основные заказчики перевозок крупногабаритных грузов на Северо-Западе?
 
– Отдельно перевозка в тендерах не представлена – она идет в комплекте с поставкой товара, поэтому участие в тендерах для перевозчиков закрыто. Перевозку заказывают в основном не заводы, а посредники или экспедиторы. Основные поставщики наших грузов в регионе – это «Силовые машины», ЛАЭС, Большой порт Санкт-Петербург, через который идет импортное оборудование для буровых, краны, сельхозтехника. Вообще, практически все негабаритные грузы – государственные, в них так или иначе задействованы государственные деньги.
 
Это продукция для крупных предприятий, грузы таких отраслей, как энергетика, нефть, газ. Закономерность здесь следующая: как только где-то начинается вливание государственных денег (реформа отрасли, модернизация предприятия), там у наших перевозчиков появляются заказы.
 
Игра без правил
 
– Сколько компаний состоит в возглавляемом вами союзе?
 
– Пока официальных участников только 15, но тех, с кем мы работаем, чьи права стараемся защищать, намного больше. Дело в том, что люди боятся вступать в союз. По этой причине мы даже не вывешиваем на нашем сайте перечень членов. По ней же не всегда указываем названия компаний в письмах в госорганы. Перевозчик думает: пока платим откаты, взятки – живем, а как только чиновники узнают, что мы недовольны, жалуемся на них, кислород вообще перекроют.
 
– Значит, в госорганах, с которыми вы работаете, настолько распространена коррупция?
 
– Например, сейчас получить согласование Росдормониторинга на перевозку груза свыше 60 тонн (и уж тем более – 80) законным путем практически невозможно. Это же касается и разрешений на сопровождение грузовой машины автомобилями ГИБДД – по закону оно обязательно, если ширина груза – от 4,5 м. По всей России мелкие чиновники, отвечающие за выдачу этих согласований и разрешений, превратили свои места в кормушку. Их невозможно напрямую уличить в коррупции: уже давно в кабинет деньги никто не носит. Чиновники связаны с множеством фирм-посредников, к которым вынуждены обращаться перевозчики и которые за плату – 1-3 тыс. рублей – ускоряют процесс.
 
У госорганов и этих фирм отработаны схемы взаимодействия и взаиморасчета. И даже если появляется перевозчик, желающий получить разрешение «по-белому», чиновники постараются, чтобы у него ничего не вышло. Будут искусственно затягивать сроки, придираться к каждой запятой, и далеко не всегда вы сможете получить разрешение в течение 15 дней, обозначенных в приказе Минтранса РФ №258 от 24 июля 2012 года. Особенно это касается Центральной России, Московского региона.
 
Легче умереть, чем получить оттуда согласование. Но ехать-то нужно. Поэтому находишь посредника и платишь за то, что тебе положено по закону бесплатно.
 
Приведу свежий пример. Одна компания-перевозчик должна была везти деталь весом 500 тонн для атомной станции на расстояние 70 км по Московской области. Они только за проект перевозки отдали 3 млн рублей, учли необходимость усиления мостов, дорожного полотна и многое другое, проект защищали в Минтрансе. А чиновники Росавтодора в Центральной России заявили, что разрешение не дадут, потому что проект выполнен неправильно. Но что в нем не так, сообщать отказываются. Складывается впечатление, что государственные дороги – это частная собственность чиновников. Хотят – дадут разрешение, хотят – нет. Никаких правил игры.
 
С ГИБДД тоже приходится работать по коррупционным схемам. В среднем за неофициальное сопровождение берут от 150 рублей за 1 км, то есть за машину из Петербурга до Москвы возьмут 100-150 тыс. рублей в зависимости от массы груза.
 
– Насколько мне известно, САКТОГ пытается бороться с такой ситуацией. Можно ли ее переломить в ближайшее время?
 
– Доля нашего сегмента на рынке грузоперевозок небольшая, и высшим чиновникам мы неинтересны. Поэтому их нужно тормошить, что мы и делаем. В последние года три перевозчики, и наш союз в том числе, активно пишут жалобы в прокуратуру, письма в Минтранс РФ, президенту России. К сожалению, с Минтрансом пока разговора не получается – нам отвечают в стиле «сами дураки». Допускаю, что, получив жалобу, они чиновников на местах пожурят, но не более того. Они не хотят менять законодательство – это ведь тяжелый труд, надо все детально продумывать. Мы говорим: если вы хотите легализовать рынок, надо упрощать процедуру выдачи разрешений и удешевлять ее. Они с этим не согласны.
 
Мы настаиваем на встрече перевозчиков с представителями российского правительства и Минтранса. Мы считаем, что Росдормониторинг не справляется с обязанностями, потому что
процедура выдачи разрешений за последние пять-шесть лет только ухудшилась.
 
Рынок остается серо-черным, но сами перевозчики хотят легализации. Нужен «большой наезд» на Минтранс, чтобы они наконец поняли, что наше терпение иссякло.
 
– В чем еще, помимо коррупциогенной процедуры выдачи разрешений на перевозку, вы видите несовершенства законодательства?
 
– С каждым годом становится все больше противоречий в законах. Впечатление, что законы пишут школьники: берут старый, меняют пару слов – появляется новый. Это же можно сказать о Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом. До сих пор не разработаны нормативы крепления грузов на автотранспорте – как водитель привязал, так и поехал. «Груз должен быть закреплен и распределен» – и больше ничего об этом в правилах не сказано. Примеры можно продолжать.
 
В ожидании госпроектов
 
– Как бы вы оценили состояние дорог на Северо-Западе?
 
– На Северо-Западе дороги лучше, чем за Уралом. За Уралом одна поездка оборачивается капитальным ремонтом стоимостью в сотни тысяч рублей.
 
Так что если за Уралом – ноль, то у нас два с половиной балла – троечка.
 
Одна из проблем состоит в том, что в России дороги по радиальной схеме идут к Москве, тогда как в Европе – равномерная сетка по всей территории. Везешь груз из Петербурга за Урал, а ехать приходится через Москву. Отсюда увеличение расстояния, издержек и перегрузка дорог. Кроме того, высота искусственных сооружений над дорогами должна быть 6 м, а у нас если в проекте и значится такая цифра, то потом, чтобы удешевить строительство, она будет сокращена до 5 м, а этого мало для негабаритных грузов. Наконец, еще одна проблема – технологические дороги. Их создание всегда прописывается в проекте перевозки негабаритного груза, на них выделяются государственные деньги – не один миллион, но их не строят. В итоге перевозчик вынужден решать и эту проблему. Положительные примеры есть, но они единичны.
 
– Какова в среднем рентабельность автотранспортной компании в этом сегменте?
 
– Транспорт – вообще малорентабельная отрасль. У нас много съедают топливо, ремонт, замена шин. Считается, что если рентабельность предприятия 2-3%, это уже хорошо.
 
– Насколько широко практикуется страхование в вашем сегменте?
 
– Мы страхуем груз, если требует заказчик, и за его деньги. Что касается страхования нашей техники, то едва ли не половина страховых компаний сейчас обанкротились, и мы даже не можем получить выплаты по каско. Идет, видимо, передел рынка, а мы страдаем. Из надежных страховщиков остались Росгосстрах и «РЕСО».
 
– Какие перспективы у рынка перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов?
 
– Сейчас рынок сжался. У компаний накуплено много техники, и движения на рынке будут связаны с перепродажей машин и сменой владельцев. Сейчас предложение превышает спрос. Рост нашего сегмента возможен при росте заказов, то есть при появлении крупных государственных проектов.
 

 

Комментарии

Похожие новости

27 апреля 2017 » 13:04
В России может появиться Единая информационная система перевозки грузов автотранспортом

Минтранс России совместно с представителями бизнеса в сфере автоперевозок ведет разработку автоматизированной информационной системы планирования, исполнения и контроля автоперевозок. Речь идет не просто о единой системе контроля перевозчиков, наоборот, перевозчики получат инструмент, позволяющий упростить задачи планирования перевозки, избежать штрафов за превышение веса, обмениваться электронными документами. Такая система позволит не только сократить время на обработку документов, но и создаст все условия для безошибочной прокладки маршрутов транспортных средств с учетом актуальной информации о характеристиках всей дорожной сети.

20 апреля 2017 » 14:38
Компании Siemens и Scania запустили первую в мире электрифицированную дорогу для грузовиков

Компании Siemens и Scania запустили в минувшем году первую в мире электрифицированную дорогу для грузового автотранспорта. Она появилась в Швеции, и теперь подобная технология внедряется на территории США.

20 апреля 2017 » 13:21
Публичный тест системы Hyperloop откладывается

Компания Hyperloop One, занимающаяся строительством первого в истории вакуумного транспорта, известно как система hyperloop, откладывает публичный тестовый запуск.

17 апреля 2017 » 09:52
Шведский стартап представил концепт беспилотного грузовика с удаленным управлением

Шведский стартап Einride представил концепт беспилотного электрического грузовика T-Pod, в котором нет водительской кабины, но предусмотрена функция удаленного управления.

31 марта 2017 » 14:41
В Беларуси разрабатывают суперконденсатор для электротранспорта

В Беларуси разрабатывают опытный образец суперконденсатора (накопителя электроэнергии) для электротранспорта. Об этом сообщил сегодня журналистам генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко, передает корреспондент БЕЛТА.