Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Рынки

Опыт ФТС пригодится

10 апреля 2014 » 09:55
Опыт ФТС пригодится

На прошедшей в Москве конференции «Практические аспекты организации уплаты таможенных платежей участниками национальной платежной системы», организованной Некоммерческим партнерством профессиональных таможенных операторов при поддержке ФТС, российские таможенники поделились своим опытом разработки полноценной и безопасной системы платежных карт.

 

На прошедшей в Москве конференции «Практические аспекты организации уплаты таможенных платежей участниками национальной платежной системы», организованной Некоммерческим партнерством профессиональных таможенных операторов при поддержке ФТС, российские таможенники поделились своим опытом разработки полноценной и безопасной системы платежных карт

 

 

Заявленная тема в одночасье стала актуальной, после того как международные платежные системы Visa и MasterCard внезапно прекратили обслуживание карт российских банков, акционеры которых попали под санкции США. В ответ Владимир Путин дал поручение правительству и Центробанку создать национальную платежную систему (НПС). Правда, федеральный закон «О национальной платежной системе» (от 27.06.2011 № 161-ФЗ) был принят еще три года назад, но, поскольку в России «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», потребовалось «дружественное» вмешательство Америки, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Зато теперь необходимые поправки в закон № 161, первое чтение которых состоялось 4 апреля, планируется принять во втором и третьем чтении уже к 25 апреля.

 

 

В поправках содержатся нормы об использовании процессинговых центров только на территории РФ и о статусе оператора НПС – это будет некоммерческая организация, учрежденная Центробанком совместно с кредитными организациями. Осталось лишь сделать выбор: создавать НПС на базе существующего проекта универсальной электронной карты либо на базе Центробанка. Впрочем, как уточнил Андрей Баринов, гендиректор ООО «Таможенная карта», национальная платежная система (которая есть совокупность операторов перевода денежных средств, будь то розница, банковские переводы, расчеты по ценным бумагам и т.д.) в России была, есть и будет, без нее ни одно государство существовать не может, а речь на самом деле идет о создании национальной системы платежных карт и первоочередной задачей здесь является обеспечение финансовой безопасности страны, непрерывности расчетов.

 

 

На невольно возникающий вопрос: при чем же здесь таможня, дала ответ Татьяна Голендеева, статс-секретарь, заместитель руководителя ФТС России. Оказывается, в российских таможенных органах национальная система платежных карт существует уже более десяти лет. Государственный таможенный комитет еще в 1998 году организовал в Санкт-Петербургской, Балтийской и Пулковской таможнях прием таможенных платежей с применением пластиковых карт Эксибанка.

 

 

Затем этот опыт был расширен: приказом ГТК от 30.08.2001 № 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» запущен эксперимент по уплате таможенных платежей посредством таможенных карт (координатор эмиссии ООО «Таможенная карта») с использованием электронных терминалов, установленных непосредственно в местах проведения таможенного оформления. К 2004 году такие терминалы стояли практически во всех таможенных органах. В 2008-2010 годах, сообщила Татьяна Голендеева, объем таможенных платежей, уплаченных с использованием данной технологии, составлял 15-30 млрд рублей в месяц (5-7% общего объема таможенных платежей).

 

 

Интересно, что таможенники, которых принято обвинять в консерватизме, не только стали пионерами внедрения инновационной технологии, но и делали это, по сути не имея правовой базы. Лишь в законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» появилась норма о возможности уплаты таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов. Кроме того, закон ввел понятие «оператор таможенных платежей», а постановлением правительства РФ от 30.03.2013 № 285 утверждены требования к таким юрлицам.

 

 

На сегодня статус оператора таможенных платежей имеют ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисная платежная система». При этом, как подчеркнула Татьяна Голендеева, операторы таможенных платежей являются российскими юридическими лицами, не зависят от международных расчетных систем и используют микропроцессорные пластиковые карты, эмитированные российскими банками, международные пластиковые карты в данной технологии не применяются.

 

 

Таким образом, российские таможенники по собственной инициативе совместно с бизнесом создали безопасную и неуязвимую с точки зрения внешних угроз платежную карточную систему (кстати, ФТС всегда отвергала предложения бизнеса разрешить для уплаты таможенных платежей использование карт международных систем Visa и MasterCard и, как оказалось, правильно делала). «Мы готовы нашу систему предложить другим органам исполнительной власти для организации поступления денежных средств в федеральный бюджет, чтобы уйти от каменного века – от платежных поручений или, еще хуже, наличных», – сказала Татьяна Голендеева.

 

 

Сама ФТС тем временем от банкоматов и терминалов на таможенных постах переходит к следующему этапу – уплате таможенных платежей с мобильных устройств (пункты 49-50 дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»), о чем подробно рассказала Ольга Комарова, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС. Под термином удаленная уплата таможенных платежей для юридических лиц понимается возможность уплачивать таможенные платежи непосредственно с рабочего места участника ВЭД. По словам Ольги Комаровой, сегодня эта технология проходит апробацию в 49 таможенных органах.

 

 

Выглядит это таким образом: рабочее место плательщика оснащается программно-аппаратным комплексом, связанным с процессинговым центром оператора таможенных платежей. Декларант подает в таможенный орган электронную декларацию на товары без указания сведений о платежных документах, содержащую признак удаленной уплаты. После проведения таможенного контроля и проверки заявленных в декларации сведений, в том числе правильности расчета таможенных платежей, инспектор направляет декларанту запрос на уплату таможенных платежей. Плательщик на своем удаленном рабочем месте осуществляет уплату платежей, вносит реквизиты чека, подтверждающего уплату, в электронную декларацию.

 

 

Процессинговый центр оператора таможенных платежей осуществляет передачу чеков в электронной форме, заверенных электронной подписью, в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов. Должностное лицо таможенного органа, получив электронную декларацию, осуществляет списание платежей и выпуск декларации. Помимо практических преимуществ данной технологии, которые очевидны, она создает необходимые предпосылки для перехода в будущем к автоматическому выпуску деклараций на товары, о чем так мечтает бизнес.

 

 

Для граждан, пересекающих границу, также готовятся новации. По словам Ольги Комаровой, ФТС разработала технологию, которая позволяет физлицам, перемещающим товары для личного пользования, уплачивать таможенные платежи как с использованием наличных средств, так и посредством банковских карт через банкоматы и терминалы в пунктах пропуска.

 

Суть технологии в следующем: в местах оформления физлиц на авиационных, железнодорожных пунктах пропуска устанавливаются устройства приема таможенных платежей. Должностным лицом таможенного органа оформляется таможенно-приходный ордер (ТПО) и формируется квитанция, которая передается физлицу. Плательщик подносит ТПО штрих-кодом к банкомату, осуществляет передачу в банкомат денежных средств, после чего информация об осуществлении платежа поступает в процессинговый центр, а копия чека передается в информационную систему таможенного органа. Должностное лицо таможенного органа, получив электронную копию чека, осуществляет списание платежей и завершает оформление ТПО.

 

 

Немаловажно, что в рамках этой технологии операторы таможенных платежей гарантируют безопасность транзакций. Хотя, как отметила Ольга Комарова, ограничений по банковским картам нет, но при уплате таможенных платежей посредством карт международных платежных систем эти системы используются исключительно для проведения авторизации по списанию средств с карточки, пояснил Андрей Чешко, заместитель технического директора  ООО «Мультисервисная платежная система»: «А вся детализация платежей (виды платежей, реквизиты таможенных органов, реквизиты плательщика и т.п.) остаются в пределах нашего защищенного контура безопасности в рамках взаимодействия между нами как оператором таможенных платежей и информационной системой ФТС».

 

 

Сейчас данная технология запущена в экспериментальном режиме в аэропортах Москвы, аэропорте Пулково, большинстве аэропортов Уральского и Сибирского федеральных округов и постепенно устройствами приема таможенных платежей оснащаются пункты пропуска на северо-западной и западной границе. Изюминка в том, что эту технологию можно применять не только в стационарных местах пересечения границы – устройство приема платежей было опробовано, например, в поезде на участке Хельсинки-Санкт-Петербург, а кроме того, она создает предпосылки для внедрения удаленной уплаты таможенных платежей для физлиц при интернет-торговле.

 

 

Сейчас ФТС как раз завершает разработку технологии уплаты таможенных платежей с личного компьютера лица, осуществляющего заказ в интернет-магазине. Отвечая на вопрос корреспондента Tks.ru,  когда можно будет с ней ознакомиться, Ольга Комарова не назвала конкретного срока, но пообещала рассказать о новой технологии после того, как она будет доработана и запущена в опытную эксплуатацию с участием операторов интернет-торговли и их таможенных представителей. Исходя из этого конкретной информации клиентам интернет-магазинов следует ожидать в лучшем случае в конце мая, поскольку в течение месяца технология будет проходить процедуру согласования.

 

 

 

 

 

Tks

Комментарии

Похожие новости

25 ноября 2016 » 14:44
7 транспортных средств будущего и ваши вероятные попутчики

В ближайшие годы появятся более быстрые и экологически чистые средства передвижения. Но какими бы потрясающими бы ни были характеристики этого вида транспорта, вам все равно придется соперничать с соседом по креслу за подлокотник.

22 ноября 2016 » 15:16
Что ждет посетителей на выставке «ТрансБалтика»?

30 ноября 2016 в КЦВ «ЭКСПОФОРУМ» откроется Международная выставка транспортно-логистических и таможенных услуг, технических средств и складских технологий «ТрансБалтика».

11 ноября 2016 » 14:52
Семинары и круглые столы для грузовладельцев на выставке «ТрансБалтика»

С 30 ноября по 2 декабря 2016 в Санкт-Петербурге в КВЦ «ЭКСПОФОРУМ» пройдёт Международная выставка транспортно-логистических и таможенных услуг, технических средств и складских технологий «ТрансБалтика».

1 ноября 2016 » 08:48
Новинка для транспортного сектора -TransExpress

TransExpress - бесплатное приложение предназначено для транспортного сектора, которое помогает быстро найти груз.

1 ноября 2016 » 08:48
Новинка для транспортного сектора -TransExpress

TransExpress - бесплатное приложение предназначено для транспортного сектора, которое помогает быстро найти груз.