Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Транспорт

Взыскиваем задолженность по оплате транспортно-экспедиционных услуг

25 ноября 2013 » 06:29
Взыскиваем задолженность по оплате транспортно-экспедиционных услуг

Отсутствие в деле поручений экспедитору и экспедиторских расписок при наличии других подтверждающих факт оказания услуг доказательств не может являться основанием для освобождения лица от оплаты надлежащим образом оказанных ему экспедиторских услуг.

Отсутствие в деле поручений экспедитору и экспедиторских расписок при наличии других подтверждающих факт оказания услуг доказательств не может являться основанием для освобождения лица от оплаты надлежащим образом оказанных ему экспедиторских услуг.

 

Обстоятельства дела: Между обществом «А» (субэкспедитор) и обществом «Б» (экспедитором) путем составления заявок-договоров на организацию транспортно-экспедиторского обслуживания груза заключены договоры транспортной экспедиции, в соответствии с условиями которых общество «А» обязалось с использованием транспортных средств оказать услуги транспортной экспедиции по доставке груза ООО «Заказчик», в адрес ряда грузополучателей, а ООО «Б» — оплатить эти услуги.


В целях исполнения принятых на себя обязательств по экспедированию груза ООО «А» заключило с ООО «Д» договоры-заявки на перевозку груза.


Ссылаясь на то, что услуги по экспедированию были оказаны в полном объеме, но не были оплачены, ООО «А» направило ООО «Б» претензии с требованием оплатить эти услуги.


В связи с тем, что претензии ООО «Б» оставило без удовлетворения, ООО «А» обратилось в арбитражный суд с иском.

 

Позиция судов: Судом первой инстанции иск отклонен. Отказывая в иске, суд сослался на то, что условия перевозки и экспедирования спорного груза сторонами не согласованы, товарно-транспортные накладные не подписаны истцом и не содержат каких-либо отметок с его стороны, отсутствуют экспедиторская расписка и поручение экспедитору.


Апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.


ФАС Северо-Западного округа посчитал, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

 

Обоснование правовой позиции: В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

 

Статьей 805 ГК РФ установлено, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

 

Согласно статье 5 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (пункт 1).

 

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (пункт 2).

 

Как установлено статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).


В обоснование исковых требований истец представил: заявки-договоры, транспортную накладную, товарно-транспортную накладную, товарную накладную, а также договоры-заявки.

 

Как следует из заявок-договоров, они содержат сведения о наименовании груза, местах его отправления и доставки, стоимости услуг по экспедированию груза и данные о водителях и транспортных средствах, что свидетельствует о согласовании сторонами всех необходимых условий договора транспортной экспедиции.

 

Кроме того, в транспортной накладной, товарно-транспортной накладной, товарной накладной имеются подписи водителей, указанных в заявках-договорах.

 

В этой связи ФАС пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт заключения сторонами договоров транспортной экспедиции и их исполнения истцом. Ссылка судов первой и апелляционной инстанций в обоснование отказа в иске на отсутствие экспедиторских расписок и поручений экспедитору не может быть признана правильной в силу следующего.

 

В соответствии с пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановление6м Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), экспедиторскими документами являются:


- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).


Согласно пункту 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

 

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

 

Между тем, отсутствие поручений экспедитору и экспедиторских расписок при наличии других подтверждающих факт оказания истцом транспортно-экспедиционных услуг доказательств, не может являться основанием для освобождения ответчика от оплаты надлежащим образом оказанных ему услуг.

 

 

Источник: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10. 2013 по делу № А56-39074/2012.

Консультант

 

 

Комментарии

 

Похожие новости

7 августа 2017 » 16:24
CARGO.LT – портал по грузоперевозкам

Безусловным и безоговорочным является тот момент, что технический прогресс сотворил переворот во всех аспектах жизнедеятельности общества. И уже отнюдь недостаточно уметь и делать то, на что способны другие, время диктует все новые стандарты, которые зачастую весьма категоричны и принципиальны в своем содержании. Огромные массивы информации заставляют задуматься, как охватить и объять то, на что уходят порой годы, как организовать себя и работу своих подопечных, чтобы оставаться в постоянном движении и тонусе. Совершенно точно можно заметить, что далеко не каждый продукт, услуга соответствуют тому образу мысли, который служит катализатором лучшему и более правильному порядку вещей.

27 апреля 2017 » 13:04
В России может появиться Единая информационная система перевозки грузов автотранспортом

Минтранс России совместно с представителями бизнеса в сфере автоперевозок ведет разработку автоматизированной информационной системы планирования, исполнения и контроля автоперевозок. Речь идет не просто о единой системе контроля перевозчиков, наоборот, перевозчики получат инструмент, позволяющий упростить задачи планирования перевозки, избежать штрафов за превышение веса, обмениваться электронными документами. Такая система позволит не только сократить время на обработку документов, но и создаст все условия для безошибочной прокладки маршрутов транспортных средств с учетом актуальной информации о характеристиках всей дорожной сети.

20 апреля 2017 » 14:38
Компании Siemens и Scania запустили первую в мире электрифицированную дорогу для грузовиков

Компании Siemens и Scania запустили в минувшем году первую в мире электрифицированную дорогу для грузового автотранспорта. Она появилась в Швеции, и теперь подобная технология внедряется на территории США.

20 апреля 2017 » 13:21
Публичный тест системы Hyperloop откладывается

Компания Hyperloop One, занимающаяся строительством первого в истории вакуумного транспорта, известно как система hyperloop, откладывает публичный тестовый запуск.

17 апреля 2017 » 09:52
Шведский стартап представил концепт беспилотного грузовика с удаленным управлением

Шведский стартап Einride представил концепт беспилотного электрического грузовика T-Pod, в котором нет водительской кабины, но предусмотрена функция удаленного управления.