Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Транспорт

Взыскиваем задолженность по оплате транспортно-экспедиционных услуг

25 ноября 2013 » 06:29
Взыскиваем задолженность по оплате транспортно-экспедиционных услуг

Отсутствие в деле поручений экспедитору и экспедиторских расписок при наличии других подтверждающих факт оказания услуг доказательств не может являться основанием для освобождения лица от оплаты надлежащим образом оказанных ему экспедиторских услуг.

Отсутствие в деле поручений экспедитору и экспедиторских расписок при наличии других подтверждающих факт оказания услуг доказательств не может являться основанием для освобождения лица от оплаты надлежащим образом оказанных ему экспедиторских услуг.

 

Обстоятельства дела: Между обществом «А» (субэкспедитор) и обществом «Б» (экспедитором) путем составления заявок-договоров на организацию транспортно-экспедиторского обслуживания груза заключены договоры транспортной экспедиции, в соответствии с условиями которых общество «А» обязалось с использованием транспортных средств оказать услуги транспортной экспедиции по доставке груза ООО «Заказчик», в адрес ряда грузополучателей, а ООО «Б» — оплатить эти услуги.


В целях исполнения принятых на себя обязательств по экспедированию груза ООО «А» заключило с ООО «Д» договоры-заявки на перевозку груза.


Ссылаясь на то, что услуги по экспедированию были оказаны в полном объеме, но не были оплачены, ООО «А» направило ООО «Б» претензии с требованием оплатить эти услуги.


В связи с тем, что претензии ООО «Б» оставило без удовлетворения, ООО «А» обратилось в арбитражный суд с иском.

 

Позиция судов: Судом первой инстанции иск отклонен. Отказывая в иске, суд сослался на то, что условия перевозки и экспедирования спорного груза сторонами не согласованы, товарно-транспортные накладные не подписаны истцом и не содержат каких-либо отметок с его стороны, отсутствуют экспедиторская расписка и поручение экспедитору.


Апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.


ФАС Северо-Западного округа посчитал, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

 

Обоснование правовой позиции: В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

 

Статьей 805 ГК РФ установлено, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

 

Согласно статье 5 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (пункт 1).

 

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (пункт 2).

 

Как установлено статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).


В обоснование исковых требований истец представил: заявки-договоры, транспортную накладную, товарно-транспортную накладную, товарную накладную, а также договоры-заявки.

 

Как следует из заявок-договоров, они содержат сведения о наименовании груза, местах его отправления и доставки, стоимости услуг по экспедированию груза и данные о водителях и транспортных средствах, что свидетельствует о согласовании сторонами всех необходимых условий договора транспортной экспедиции.

 

Кроме того, в транспортной накладной, товарно-транспортной накладной, товарной накладной имеются подписи водителей, указанных в заявках-договорах.

 

В этой связи ФАС пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт заключения сторонами договоров транспортной экспедиции и их исполнения истцом. Ссылка судов первой и апелляционной инстанций в обоснование отказа в иске на отсутствие экспедиторских расписок и поручений экспедитору не может быть признана правильной в силу следующего.

 

В соответствии с пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановление6м Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), экспедиторскими документами являются:


- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).


Согласно пункту 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

 

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

 

Между тем, отсутствие поручений экспедитору и экспедиторских расписок при наличии других подтверждающих факт оказания истцом транспортно-экспедиционных услуг доказательств, не может являться основанием для освобождения ответчика от оплаты надлежащим образом оказанных ему услуг.

 

 

Источник: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10. 2013 по делу № А56-39074/2012.

Консультант

 

 

Комментарии

Похожие новости

10 марта 2017 » 15:30
В Индии появится подводная железная дорога

В Индии появится суперскоростной поезд, который часть пути будет передвигаться под водой. Этот масштабный проект Индия реализует вместе с Японией и при участии японских инвестиций, передает портал Новости Ю.

7 марта 2017 » 11:37
В Эстонии с 2018 года вводят плату для грузовых машин

С 2018 года плату за пользование автодорогами в Эстонии начнут взимать с грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн, а не от 12 тонн, как предполагалось первоначально.

6 марта 2017 » 14:32
В Хельсинки поедут автомобили без водителей

Финляндия станет первой страной, с которой Россия наладит беспилотные автоперевозки.

3 марта 2017 » 11:16
Беларусь может столкнуться с дефицитом кадров в сфере международных перевозок

В ближайшее время Беларусь может столкнуться с дефицитом квалифицированных водителей в сфере международных перевозок, что грозит стране потерями своих позиций на этом важном рынке.

23 февраля 2017 » 12:25
Грузооборот транспорта Китая в январе 2017 года вырос на 6,1%

По итогам января 2017 года грузооборот транспортных предприятий Китая составил 1,51 трлн. т-км, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем погрузки на все виды транспорта увеличился на 0,6% и составил 3,39 млрд. т.