Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Рынки

За доли процента

17 сентября 2013 » 12:24
За доли процента

Последствия замораживании тарифов ОАО «РЖД» будут негативными.

а совещании по бюджетным проектировкам на 2014-16 годы принято решение о том, что в следующем году правительство не будет индексировать тарифы естественных монополий. Эксперты указывают, что, помимо финансовых сложностей для ОАО «РЖД», это приведет к негативным экономическим и социальным последствиям.

Как сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев, подобная мера  позволит его ведомству повысить прогнозы роста ВВП на следующий год с 2,8% до 3%. «Это решение о заморозке тарифов естественных монополий должно несколько выровнять ситуацию, сложившуюся в последние годы, когда ежегодный рост их тарифов уменьшал конкурентоспособность российского производства», - заявил Алексей Улюкаев. Эффект для экономики оценивается в 200 млрд руб, инфляция снизится на 0,4-0,5%.

Однако данное решение оказывается спорным с экономической точки зрения.

«При заморозке тарифов на грузовые железнодорожные перевозки убыток РЖД в 2014 году может достичь двузначной цифры вместо ожидаемой прибыли в размере 1,7 миллиарда руб, - отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – От недоиндексации компания потеряет 70-73 млрд руб, а еще порядка 20 млрд составит ухудшение структуры грузооборота в связи с замедлением темпов экономического роста и изменения рыночной конъюнктуры».

На этом негативные моменты не исчерпываются. Сократится инвестиционная программа, что  в целом плохо отразится на экономическом росте в стране. РЖД экономически связаны с 19 отраслями промышленности. Могут возникнуть сложности с привлечением заемных средств из-за ухудшения кредитного рейтинга. Наконец, обслуживание инфраструктурных облигаций и заемных средств Фонда национального благосостояния по ставке «инфляцию плюс 1%» предполагало определенную индексацию тарифов.

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей направил премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором просит сохранить индексацию на уровне инфляции или предусмотреть необходимые субсидии.

«Особую тревогу вызывает то, что РЖД в связи с замораживанием тарифов будет вынуждена сократить персонал - порядка 62 тысяч человек или 8% от общей численности работников»,- пояснил председатель профсоюза Николай Никифоров. По его словам, также в отрасли будет заморожен рост заработной платы, а многих сотрудников придется перевести на неполный режим работы, что вызовет крайне негативную реакцию со стороны работников.

Николай  Никифоров пояснил, что уже в этом году из-за снижения объемов перевозок на 3,7% в первом полугодии, численность персонала была снижена на 18,8 тыс. человек, абсолютное большинство работников было переведено на неполный режим работы. «Темпы роста реальной заработной платы в компании значительно ниже, чем по стране, а по многим предприятиям она вообще не повысилась к уровню прошлого года»,- сообщил председатель профсоюза.

Как пояснил «Гудку» источник в аналитическом центре при правительстве РФ, основной целью «заморозки» является снижение конечной стоимости продукции, особенно экспортной, поскольку, к примеру, для угля цена перевозки приобретает критическое значение.

«Если эффект от «заморозки» для ВВП можно подсчитать, то никто не исследовал конкретный эффект от реализации инвестиционных программ монополий, - говорит источник. – К тому же, готовых проектов у них очень мало, а что касается расширения провозных способностей на Дальнем Востоке для экспорта, то они будут реализованы вне зависимости от тарифных решений, потому что там участвует частный капитал».

Тем не менее, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов полагает, что на инвестиционной программе решение правительства все- таки отразится негативным образом.

«Для железной дороги режим такого «ручного управления» снижает возможность привлечения инвестиций, потому что нет понимания долгосрочной тарифной политики, - говорит Илья Долматов. -  Принимается соответствующая методика, но в таких условиях она не работает».

С помощью заемных средств  РЖД намеревались модернизировать железнодорожную инфраструктуру и приняла программу увеличения уровня свое долга с 1 до 2,5 EBITDA. При разработке методики установления долгосрочных железнодорожных тарифов на пять лет ФСТ исходила из их увеличения примерно в 6% в год и рассчитала, что такую нагрузку потребители выдержат.

Кроме того, эксперт указывает, что реальное сдерживание цен на грузоперевозки потребует больших административных усилий со стороны правительства и ФАСа, поскольку операторы работают в рыночных условиях и конечный тариф зависит от них. Однако для потребителей здесь есть определенная ловушка. Даже если цены и не повысятся, то из-за недоинвестирования не увеличится скорость и качество перевозок, поэтому здесь потребитель в перспективе может и проиграть, указывает Илья Долматов.

Сергей Плетнёв
 TransNews Agency

Комментарии

Похожие новости

10 марта 2017 » 15:30
В Индии появится подводная железная дорога

В Индии появится суперскоростной поезд, который часть пути будет передвигаться под водой. Этот масштабный проект Индия реализует вместе с Японией и при участии японских инвестиций, передает портал Новости Ю.

7 марта 2017 » 11:37
В Эстонии с 2018 года вводят плату для грузовых машин

С 2018 года плату за пользование автодорогами в Эстонии начнут взимать с грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн, а не от 12 тонн, как предполагалось первоначально.

6 марта 2017 » 14:32
В Хельсинки поедут автомобили без водителей

Финляндия станет первой страной, с которой Россия наладит беспилотные автоперевозки.

3 марта 2017 » 11:16
Беларусь может столкнуться с дефицитом кадров в сфере международных перевозок

В ближайшее время Беларусь может столкнуться с дефицитом квалифицированных водителей в сфере международных перевозок, что грозит стране потерями своих позиций на этом важном рынке.

27 февраля 2017 » 15:37
Фрахтовые ставки из Азии на Северную Америку падают, ставки в Европу — снова растут

Спотовые ставки на перевозки из Азии через Тихий океан продолжают снижаться после завершения китайских новогодних каникул, тогда как ставки на доставку контейнеров из Китая в Европу возобновили рост.